"Права - недорого": кто в Украине торгует водительскими удостоверениями [ Редагувати ]
Вообще статистика по пьяным ДТП в нашей стране растет из года в год, несмотря на все меры по усилению ответственности.
Вот, например, в прошлом году полицейские зафиксировали аж 114 тысяч случаев пьяного вождения. Это на четверть больше, чем в 2016. То есть получается, что как минимум сотни тысяч водителей могут попросту купить "евробляхи", ездить с ними в любом состоянии, ну а в случае неприятностей - сбежать от наказания.
Впрочем, на этом плохие новости не заканчиваются. Вдобавок к еврономерам в нашей стране до сих пор можно купить еще и водительские права. По крайней мере - объявлениями об их продаже завален интернет. Это аферисты? Или и вправду кто-то торгует реальными документами? Наша Елена Зорина разбиралась.
"Це була відкрита сума. 3200", - говорит Юлия Шлыян, автолюбитель.
Так ли легко получить водительскую корочку? Коррупционная кормушка до сих пор работает или реформы все же в действии?
"Сейчас в Украине очень модно - я сел, а мне водительское удостоверение принесли домой", - говорит Игорь Липявка, адвокат.
Итог езды таких горе-водителей известен.
Таких историй в Украине немало. В аварии попадают и бывшие чиновники, и даже те, кто причастны к выдаче водительских удостоверений.
"Пересек двойную сплошную, ударил наше синее Митсубиси от гибели моего папу не спасли. Какой-то из начальников МРЭО был".
То ли по неосторожности, то ли от ощущения безнаказанности. То ли правила недоучивают. Или вовсе "корочки" покупают.
Купил права за сало. Так говорят о тех, кто не ездит вот так по автодромам, а просто покупает водительское удостоверение. Ежегодно в Украине новыми автолюбитеями становятся несколько сотен тысяч людей. Но сколько из них липовых? Каждый пятый или каждый второй?
Экзамен на одном из столичных автодромов.
"Это сдавшие теорию. Сейчас люди сдают вождение".
Полсотни новоиспеченных выпускников автошкол готовятся стать полноправными водителями.
"На механіці. Так, по-серйозному. Кожен іспит хвилювання якісь присутні", - говорит Татьяна Якимчук, выпускница автошколы.
Удача, очевидно, улыбается не всем.
"Скажіть, склали? - Отвалите, пожалуйста, хорошо? - А что вы так грубо? - Потому что! Вы не видете, что я занята?".
Уже три года в Украине вместо МРЭО - работают сервисные центры. Сотрудники новые и права выдают по-новому.
"У нас є онлайн камери спостереження. Любий громадянин може зайти в екзаменаційний клас і подивитися як складаються іспити. У нас вже є декілька сервісних центрів, в яких вже є відеореєстратори на автомобілях, на яких люди складають іспити", - говорит Лариса Руденко, начальник Территориального сервисного центра №8042 города Киева.
Ежемесячно в этом сервисном центре выдают две тысячи новых удостоверений. Настя получила свое летом. 3 месяца учебы. 3 попытки сдать теорию и столько же - вождение. Для девушки получение прав стало настоящим тестом на стойкость.
"Вот они, мои заслуженные! Я, конечно, намучалась на фото видно. Но зато теперь могу со спокойной душой садиться за руль".
Настя рассказывает: как только попала в автошколу - начали поступать предложения купить права.
"В самой школе мне не предлагали что-то порешать за деньги. Но уже когда я пошла на вождение непосредственно, мне инструктор по вождению сказал: "Настя, давай не будешь мучаться", - говорит Анастасия Очеретнюк автолюбитель.
В подтверждение своих слов - показывает видео.
"Ну, дивися, Настя, в мене така пропозиція, щоб тобі було, щоб не було ніяких проблем 3500 і твої питання можуть вирішитися ну буквально там за якихось 10-15 хвилин".
И тех, кто договорился, девушка увидела уже на экзамене.
"Были молодые парни, которые приходили и такие: "Что я здесь делаю? Я уже все решил!". Им выдают тесты, а они там наугад. Если, допустим, я потратила все выделенное время на экзаменационный билет, то они за 2-3 минуты поставили галочку, т.е. крестики-нолики, морской бой. Сдали, развернулись и ушли", - рассказывает Анастасия Очеретнюк.
Опыт львовянки Юли мало чем отличается.
"Здали без грошей, тільки я і ще одна дівчинка", - говорит Юлия Шлыян, автолюбитель.
Как все происходит, отследили львовские активисты. Эксперимент прошлого года. На сутки оставили включенной видеокамеру возле одного из сервисных центров.
"І побачили, що реальних виїздів навчального автомобіля було до 6 штук. Зі ста осіб шестеро реально виїжджали. Висновок такий, що хабарі платять", - говорит Святослав Литинский, общественный активист.
Тариф "покупной" - тоже известен.
"Від 2300 гривень, 300 гривень залишається в школі за передачу хабаря, а 2 тисячі передаються в сервісний центр", - говорит Святослав Литинский, общественный активист.
Сервисный центр - автошкола - самая распространенная коррупционная схема, - рассказывает юрист Игорь Липявка. Оказывается, набирая учебную группу, для покупателей прав специально резервируют места.
"Человек оплачивает определенную сумму денег и этого клиента устраивают в этот класс, в который он абсолютно даже не приходит в эту автошколу. Он приходит только один раз, чтобы сесть перед фотоаппаратом и просто получить удостоверение", - говорит Игорь Липявка, адвокат.
По сути это - целый бизнес. С развитой сетью посредников и серьезной прибылью.
"Практические навыки уже приобретаешь непосредственно на дороге", - говорит Игорь Липявка, адвокат.
Решалы или бегунки. Так называют людей, которые могут помочь с покупкой прав и не только. Таких посредников раньше можно было найти прямо возле МРЭО. Сейчас - ничего не изменилось. Целый ряд ларьков, предлагающих помочь с автономерами, договорами купли-продажи машины. Так выглядит тыльная сторона одного из сервисных центров. Внутри убеждают: права не продают. Но тех, кто может - надо искать в двух шагах - на улице.
"Мы таким не занимаемся. Вот там на улице люди стоят. Они там в основном крутятся где-то возле кофе-машин".
Дальше - больше! Искать их особо и не нужно. Сами себя рекламируют. Сделать водительские удостоверения без хлопот нынче предлагают даже в метро.
В интернете тоже много подобных объявлений. Тарифы порой ниже, чем плата в автошколе. От пяти тысяч гривен, а за опт - скидка. Дельцы уверяют: делают документы даже для тех, кто находится на неподконтрольной территории. С одним из таких связываемся по телефону. По легенде, говорим, что права нужны для 22-летнего парня из Донецка.
"Можно сделать, только это будет 2017, 2016 годом. 450 долларов стоимость. По документам. Нужны копия паспорта, копия кода, фотография 3х4 и роспись отдельно на белом листе. - Документы когда будут готовы? - Максимально 14 дней".
Любая категория, а можно сразу несколько. На цену это не влияет. Доставка - почтой. Оплата наложенным платежом. Документы, говорят, не липа.
"Это оригинал, гознаковский знак с подборкой там идет по базе. Было бы ему чуть больше, можно было бы крымский вариант, они вообще не светятся в базе. Никогда проблем не было с ними. Максимально, что грозит, это сейчас штраф Штрафы пока не поднимали, 510 грн".
В сервисных центрах утверждают: так работают аферисты, продают подделки. Все документы, в том числе и об окончании автошколы, должны быть в единой национальной базе. А доступ посторонним туда - закрыт.
"Ще є така складова як фотографування людини, це цифрове фотографування, ми не можемо робити скан з фотографії, як це було раніше", - говорит Лариса Руденко начальник Территориального сервисного центра №8042 Киева.
Проверять - подлинные права предлагают дельцы или нет - мы не стали. Но если такая схема существует, значит кто-то ее крышует. Впрочем, это уже должно заинтересовать правоохранителей.