-

   

   





 
Amwika -       , ,

Олег ПАВЛОВ
ВЕК. Вестник Кривбасса


До разработки стандартов мы никуда не провалимся

      Серию традиционных пресс-конференции руководителей управлений и отделов исполкома горсовета вчера закрывал начальник управления экологии Виталий ФИЛИМОНОВ. Несмотря на удушающую июльскую жару, которая не располагала к продолжительной беседе, журналисты терпеливо выслушали отчет главного эколога города и задали ему немало вопросов. И не на все Виталий Иванович смог дать убедительные ответы.

      Что до отчета, то в нем не было каких-либо неожиданностей. Самым мощным загрязнителем атмосферного воздуха остается «АрселорМиттал Кривой Рог», на долю которого приходится 82 процента выбросов (в первом квартале — 89,2). ЮГОК дает 12 процентов вредных выбросов (14,6), СевГОК 4 процента (4,2), ЦГОК 1 процент (было 0,8). На уровне 0,5 процента остается ИнГОК. Подрос также «ХайдельбергЦемент Украина» — с 0,3 до 0,4 процента.

      — Почему, на ваш взгляд, «АрселорМиттал Кривой Рог» до сих пор остается лидером среди предприятий-загрязнителей?

      — Это происходит потому, — делится мнением Виталий Филимонов, — что основной загрязнитель — устаревшая аглофабрика — не оснащена никакими фильтрами. В отличие от тех предприятий, где проведена модернизация или построены новые производственные мощности.

      — А почему больше выбросов происходит ночью? — интересуются журналисты.

      По мнению Виталия Филимонова, это происходит (если происходит) оттого, что существуют льготные ночные тарифы на электроэнергию, и предприятия именно ночью увеличивают свои мощности.

      — Выбросы уменьшились, но они по-прежнему превышают предельно-допустимые концентрации?

      — По сравнению с 2009 годом, — говорит начальник управления, — ориентировочное уменьшение — на 100 с лишним тонн месячного производства. А вот выбросы еще одного мощного отравителя городского воздуха — автотранспорта — за четыре года снизились почти на 3 тыс. тонн, до 39,5 тыс. тонн.

      Виталий Филимонов считает, что очистка шахтных вод является одной из самых острых экологических проблем, но на сегодня не решается из-за… отсутствия экономически выгодных способов очистки. Такая позиция начальника управления экологии весьма удивила «Вестник»:

      — Виталий Иванович, вы сказали, что очистка шахтных вод «экономически нецелесообразна». При этом на промывку реки Ингулец затрачено 17,5 млн. гривень, понадобится еще столько же. Вы также сослались на заседание исполкома горсовета, где прозвучало требование неукоснительно соблюдать природоохранное законодательство. Почему управление экологии так спокойно относится к тому, что из-за экономической нецелесообразности не очищаются шахтные воды, а потом из бюджета тратится почти 18 млн. гривень на промывку? Разве это не растрата бюджетных средств?

      — Шахтные воды имеют колоссальное содержание сухого остатка и колоссальное содержание солей, — разъясняет непонятливым Филимонов. — Если даже есть какой-то соответствующий проект, все эти отходы, то есть очищенная вода, развернута к нам в питьевое или техническое водоснабжение, то возникает вопрос: куда же девать этот остаток, куда девать отфильтрованные материалы? Сегодня мы, в общем-то, дали заказ, чтобы предприятия стремились разработать данный вопрос. Если мы не будем заниматься расчисткой русла реки Ингулец, то погибнет фактически вся фауна. Нам необходимо с производственной точки зрения куда-то сбрасывать эти шахтные воды.

      — Виталий Иванович, я говорю о том, что если так строго, как рассказывается, спрашивают с шахт и ГОКов, то почему они шахтные воды не очищают и сбрасывают? Чтобы потом русло нашей реки жизни промывать? Целую выездную коллегию по этому поводу проводили — и что? Шахты деньги экономят, а мы бюджетные деньги тратим. Почему?

      — Шахты деньги не экономят. Они занимаются разработкой этих проектов. По сути, Кривой Рог не загрязняется. Мы сбрасываем эти воды за городом.

      Как раз к нашим соседям — херсонцам и николаевцам — и попадают неочищенные шахтные воды.

      В общем, загрязняем, промываем — так «экономически целесообразно»? Да еще и технологию свою придумали. Например, из пруда-накопителя балки Свистунова с ноября прошлого года по февраль нынешнего сброшено почти 12 млн. кубометров «воды». При этом на разбавление этого сброса подано 43 млн. кубометров речной воды из Карачуновского водохранилища. А потом после разбавленной воды реку промыли потоком в 76,6 млн. кубометров из тех же Карачунов. А балкой Свистунова занимается, причем за бюджетные деньги, печально известное предприятие «Кривбассшахтозакрытие».

      После загрязнения-промывки вопрос о том, почему у нас вода такого низкого качества, звучит как издевательство. Тем не менее, Виталий Филимонов попытался ответить и на него:

      — На сегодня, после промывки Карачуновского водохранилища, качество питьевой воды улучшилось. Хотелось бы, конечно, иметь более чистую воду, но надо менять водопроводы, трубы и т.п.

      — А ваше управление занимается борьбой с самовольным захватом или приватизацией участков в природоохранной зоне на берегах рек?

      — Природоохранная зона — не ближе 50 метров до реки. Исторически сложившиеся усадьбы возле реки… этим занимается Укрводхоз.

      О прямом запрете на новостройки в заповедной и рекреационной зоне со стороны его ведомства Виталий Филимонов не говорил.

      Рассказывая еще об одной криворожской проблеме — твердых бытовых отходах и стихийных свалках, экологический чиновник сообщил, что исполкомы райсоветов ежемесячно информируют о ликвидации почти 200 несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, и что за полгода ликвидировано более полутора тысяч таковых. Причем, за это же время взыскано штрафов на более чем полмиллиона гривень, которые поступили в городской бюджет.

      — А в отчеты исполкомов входит стихийная свалка, о которой «Вестник» писал еще весной, после всеукраинского субботника?

      — Я думаю, что входит.

      — То есть, они регулярно отчитываются, а свалка как была, так и остается?

      — Не регулярно отчитываются, а регулярно убирают, а она снова вырастает.

      — Нет, она разрастается с того времени, как мы опубликовали фото. Наверное, хорошую рекламу ей сделали. За ее ростом я наблюдаю уже четыре месяца.

      — Я вам верю, я проконтролирую.

      Говоря о «цивилизованных» свалках, то есть о полигонах для твердых бытовых отходов, Виталий Филимонов сообщил, что в Терновском районе будет строиться новый полигон. А вот на полигоне для Центрально-Городского, Ингулецкого и Долгинцевского районов объемов вполне достаточно. И в перспективе (далекой ли, близкой ли?) будет пущен цех по сортировке и переработке мусора.

      Журналисты поинтересовались также, почему в Кривом Роге в последние годы гибнут березы? Что происходит у нас в атмосфере?

      — Не у нас в атмосфере. Мы интересовались этой проблемой. Береза — растение не южное, она не для нашего климата. Как нам объяснили наши ботаники, период вегетации у нее очень мал. Береза просто не просыпается после зимы. Вот и вся причина.

      — А что делается для того, чтобы уменьшить загрязнение от выгребных ям в частном секторе?

      — Будем прокладывать канализацию. Однако вы понимаете, что существующая канализация требует больших средств на ремонт. Мы, кстати, с 2004 года предотвратили сбросы канализационных стоков в реку. Но у нас магистрали настолько устаревшие, что надо сначала отремонтировать существующие (чтобы не было такого, как на площади Освобождения, когда произошел провал канализационного коллектора), а потом уже прокладывать новые.

      «Вестник» не мог обойти тему, которая сегодня волнует каждого жителя Кривого Рога:

      — После аварии на шахте имени Орджоникидзе стало ясно, что ни на одном предприятии не занимаются замещением пустот после добычи руды. Как управление экологи оценивает такую ситуацию, когда опасность над городом не нависла, а буквально подкралась снизу, из недр? Да, понятно, что замещение пустот увеличит себестоимость продукции на 20-25 процентов, но ведь и в нынешнем состоянии пустоты оставлять нельзя.

      — Не всегда, скажем так, жизни людей рассматриваются в денежном выражении, — размышлял начальник управления. — Сегодня управление экологии вместе со Стандартметрологией занимается разработкой стандартов для подземных взрывов. В 2007-2008 годах такой стандарт разработан по карьерам. В нем учитывались и пустоты, и сейсмическая нагрузка на грунты. Предприятия, занимающиеся подземной добычей руды, также готовы разработать такие стандарты, которые будут учитывать и пустоты.

      — Будут взрывать осторожнее, но пустоты-то останутся.

      — Пустоты по технологии должны закладываться.

      — Должны, но не закладываются — об этом речь.

      — Я же сказал: когда будет разработан стандарт, тогда и эта проблема будет решена.

      В общем, остается уповать на то, что до окончательной разработки стандартов мы никуда с вами не провалимся.




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31