-

   

   





 
Amwika -       , ,

Любовь ИВАНОВА
ВЕК. Вестник Кривбасса


Как карьеры СевГОКа стали конфетными фабриками

      Все рейтинги самых загрязненных городов Украины, кто бы их ни составлял и ни обнародовал, традиционно возглавляет Кривой Рог. Причина общеизвестна — большая концентрация в нашем городе вредных производств. Но, если верить результатам аттестации рабочих мест, к примеру, в УЖДТ СевГОКа, то в последнее время там наблюдается прямо-таки резкое улучшение условий труда. Работников даже лишили льгот на пенсионное обеспечение по списку №1. Видать, карьеры стали практически конфетными фабриками.

      Что написано пером?

      Записи предыдущих лет в трудовых книжках членов локомотивных бригад, работающих на вывозе горной массы из Первомайского карьера, гласят, что они имеют право на льготное пенсионное обеспечение по списку №1. И аттестация рабочих мест, проведенная в 2007-м (!) году, судя по соответствующим отметкам в трудовых книжках, это право подтверждает.

      Но уже в феврале нынешнего года обладатели трудовых книжек, как и раньше, вывозящие руду из Первомайского карьера, приказом по предприятию из машинистов локомотивов превращаются в… машинистов тепловозов и машинистов тяговых агрегатов. Сведений о праве на льготное пенсионное обеспечение по списку №1 записи об этом уже не содержат. А следующая за ними отметка, сделанная на основании приказа №813 от 7 мая 2010 года, гласит: по итогам очередной аттестации рабочих мест по условиям труда обладателям трудовых книжек предоставляется право на льготное пенсионное обеспечение… по выслуге лет.

      То есть, 1-го списка больше нет. А это существенное урезание льгот, которое и стало причиной всплеска социального недовольства. Правда, по форме проявления это недовольство напоминает собой точку кипения под толщей льда. Ведь зависимость наемных работников от работодателей очень сильна, «официальный» профсоюз металлургов и горняков, призванный защищать интересы человека труда, обслуживает администрацию, а «настоящих буйных» пока очень мало. И все же, группами и поодиночке, на условиях сохранения анонимности, работники УЖДТ апеллируют к средствам массовой информации, общественным организациям, правозащитникам и власть имущим. Выступить открыто против администрации, с одной стороны, им себе дороже, с другой — если так пойдет и дальше, то уже нечего будет терять. Так что при определенном развитии событий даже точка кипения способна пробить брешь в толще льда...

      «Подарок» от администрации

      Машинисты и помощники рассказывают, что в феврале этого года, не подозревая о подвохе со стороны администрации, обещающей повысить тариф, все они написали заявления о переводе на другие должности. Машинисты локомотивов стали машинистами тепловозов и машинистами тяговых агрегатов. Соответственно изменились и названия должностей их помощников. Представители администрации объяснили такие изменения необходимостью приведения названий профессий в соответствие с Единым тарифно-квалификационным справочником. И все бы ничего, если бы последовавшая за этим аттестация рабочих мест (по новым профессиям?) не лишила работников УЖДТ льгот по списку №1.

      — Работа в карьере тяжелая. Повышенный уровень запыленности, вибрации, шума… Каких-либо изменений мы не ощутили, но, судя по итогам аттестации, условия труда не просто улучшились, а круто изменились. В чем эти изменения, нам никто так и не объяснил. Ведь вряд ли кто-то всерьез станет считать таким улучшением неработающие китайские кондиционеры в кабинах локомотивов или вентиляторы, гоняющие горячий воздух внутри кабин. Либо установленные для машинистов офисные кресла, из-за «удобства» которых машинисту для лучшего обозрения приходится стоять. В общем, получается, 40 лет была запыленность, вибрация, шумы, а теперь это все куда-то улетучилось, — недоумевают промышленные железнодорожники.

      И их беспокойство вполне понятно. Теперь не только нет права выхода на пенсию по 1-му списку (в 50 лет при наличии не менее 10-ти лет трудового стажа в особо вредных условиях работы), а и надбавка за работу во вредных условиях, и продолжительность положенного за это дополнительного отпуска сокращены. Так, надбавка за работу в карьере сократилась с 40% до 4% (в 10 раз!), а дополнительный отпуск — с 10-ти до 6-ти дней.

      И хотя при этом уровень заработной платы не упал, слова директора СевГОКа по персоналу Лилии ВАХОВСКОЙ о том, что «принято решение сохранить разницу в выплате надбавки», являются явной натяжкой. Дело ведь вовсе не в доброй воле работодателя. Принять иное решение администрация просто не могла в силу того, что законодательство запрещает представителю собственника изменять условия оплаты труда в сторону ухудшения. Однако сохранения доплат «от администрации» до уровня прежней законной надбавки навсегда, ясное дело, никто не гарантирует. Не для того огород городили! Просто рост тарифа будет постепенно «съедать» доплату, пока совсем не сведет ее к нулю. Кроме, конечно, «законных» 4%. То есть о реальном росте заработной платы на перспективу можно надолго забыть.

      Найти и обезвредить

      В такой ситуации неизбежно возникает вопрос о роли профсоюза — той самой организации, которая содержится на отчисления от заработной платы членов трудового коллектива, имеет большие полномочия и призвана защищать и всячески отстаивать перед работодателем права и интересы как отдельных наемных работников, так и трудового коллектива в целом.

      — Несколько раз мы пытались собрать профсоюзное собрание, — рассказывают работники УЖДТ, — но в ситуации, когда профком не то что не заинтересован в этом, а даже всячески противодействует инициативе, сделать это практически невозможно. Локомотивные бригады, работающие на Анновском карьере, писали коллективное обращение на имя председателя профкома комбината Василия ШВЕДА с просьбой проверить правильность аттестации рабочих мест и провести ее повторно. Это, между прочим, право трудового коллектива, прописанное в коллективном договоре. Но уже на следующий день списки тех, кто обращение подписал, оказались на столах у начальников цехов. Всех вызывали согласно списку и каждому кое-что припоминали. Скажем, помощнику — о том, что он хотел поехать машинистом, так теперь не поедет. Еще кому-то — о том, что однажды он был нетрезвым, и с того случая его заявление об увольнении без даты до сих пор лежит без движения… Да мало ли найдется у начальства способов нагнуть и запугать человека?

      А вот что сообщил «Вестнику» правозащитник Валерий РОМАНОВ:

      — Когда руководству УЖДТ ОАО «СевГОК» стало известно об обращении работников в нашу общественную организацию «Справедливый Кривбасс», начались преследования и давление. За некоторыми из недовольных действиями администрации было даже установлено наружное наблюдение. Были случаи угроз со стороны должностных лиц, давления на членов семей. А это уже нарушение конституционных прав граждан. И это на СевГОке, который считался образцом уважения и заботы о людях! Сегодня администрация этого предприятия демонстрирует, что прибыль превыше этого. Одним из излюбленных способов расправы над неугодными является перевод в связи с изменением условий труда на 0,05 ставки. А не согласен — прощай.

      Приказ есть, но не про вашу честь

      По заверениям рабочих, с приказом, согласно которому они лишились льгот согласно списку №1, их ознакомили весьма своеобразно: только указали, где следует расписаться. И уж тем более они не смогли получить его копию на руки — ни у начальника отдела труда и заработной платы УЖДТ Руслана ПАРФЕНЮКА, ссылающегося на установленный на комбинате «порядок», ни через председателя профкома Василия Шведа.

      — 1-го списка мы лишились. Во 2-ом, как нам сказали, наши профессии не значатся вообще. То есть, еще вчера мы работали в особо вредных условиях, а теперь стали едва ли не офисными сотрудниками. Но вот моя инструкция по охране труда, которая гласит, что на меня воздействует более 30-ти вредных и опасных производственных факторов, — повышенная запыленность, повышенный уровень шума на рабочем месте, повышенный уровень вибрации… — говорит один из машинистов.

      Словом, конфликт интересов налицо. Какую же позицию в нем заняла администрация предприятия? Это воочию продемонстрировало недавнее собрание локомотивних бригад, на которое «для расставления точек над «і» генеральным директором комбината была делегирована директор по персоналу Лилия Ваховская. Надо сказать, Лилия Владимировна публично признала, что после того, как аттестация проведена, а ее итоги утверждены, «вопросов осталось много». Но вряд ли ее ответы и разъяснения добавили ясности. Ведь к сути конфликта главный кадровик подошла с той позиции, что «кто-то не так что-то понял и высказывает предположения о нарушении законодательства, пытаясь использовать ситуацию то ли в политических, то ли в профсоюзных либо других интересах». «Самое плохое, — сказала она, — что на этом начинаются спекуляции, призывы, что нас, мол, обижают, не защищают. Но это не так». А как?

      Впрочем, далее Лилия Владимирова сосредоточилась исключительно на бюрократической стороне вопроса. Говорила о том, насколько серьезным делом государственной важности является аттестация рабочих мест (что, собственно, рабочие уже ощутили на собственной шкуре), о контроле со стороны государства, об издании соответствующего приказа, утверждении графика, о составлении карты условий труда и проведении замеров… А самое главное — о том, что это все уже утверждено главной аттестационной комиссией. Что же касается возможности ознакомиться с документацией, положенной в основу результатов аттестации рабочих мест, то, по словам главного кадровика флагмана отечественной горнорудной отрасли, «на столбах эту документацию не вешают!» А ознакомиться, мол, может только государственный инспектор по условиям труда, прокуратура и другие контролирующие органы.

      «Параметры карьера ни при чем»

      Главный кадровик убеждена, что воду мутят те, кто «не хочет вникать в суть и искать истину». А в ее изложении истина заключается в том, переименование профессий было связано исключительно с необходимостью приведения их названий в соответствие с Единым тарифно-квалификационным справочником, «а не для того, чтобы снять список». По ее словам, коль предыдущая аттестация состоялась в 2005-ом году (а не в 2007-ом — Авт.), то аттестация 2010 года — самая что ни на есть очередная. Дескать, закон предписывает аттестовать рабочие места не реже, чем раз в 5 лет, что исправно и делается.

      Но это все, согласитесь, процедурные моменты. А главная причина конфликта заключается в том, что рабочие не доверяют итогам аттестации и, мягко говоря, сомневаются в достоверности результатов замеров факторов воздействия на производственный и трудовой процесс. Касательно этого госпожа Ваховская сообщила лишь то, что замеры проводились аж дважды. В феврале — криворожским НИИ безопасности и гигиены труда, в апреле (якобы по инициативе профкома) — еще и харьковским институтом. А коль харьковчане «намерили» работающим в карьере всего 4 дня дополнительного отпуска вместо 10-ти, а криворожане — 6, то в основу итогов аттестации решено было взять замеры местного НИИ. Какие же факторы и вследствие каких таких внедренных новых технологий или супер-пупер мероприятий по охране труда претерпели столь существенное снижение, так и осталось загадкой.

      Состоявшийся разговор в УЖДТ, в котором принимали участие также директора комбината по производству Николай САМОТКАН, по охране труда — Андрей ЧУНИХОВСКИЙ и председатель профкома Василий Швед, так и не дал ответа на этот вопрос. Зато сказанная главным кадровиком фраза о том, что «аттестация не зависит от глубины, ширины и длины карьера», имеет все шансы стать крылатой.




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31