«Криворожспецтранс» отправили в последний путь
Состоявшаяся 50-я сессия городского совета стала и впрямь эпохальной. И дело не в круглой цифре ее порядкового номера с начала созыва, и не в присвоении криворожскому градоначальнику звания Почетного гражданина города. Главный результат — в ликвидации коммунальных предприятий ударными темпами. Причем КЖП горсовет ликвидировал пачками и без каких-либо дискуссий, а вот «Криворожспецтранс», что называется, хоронили с музыкой. «Музыкальным сопровождением» к похоронам этого коммунального предприятия стали оппозиционные выступления бютовцев и коммунистов. Но ввиду позиции регионовского большинства все равно получилось, как в том анекдоте: «Врач сказал, что в морг, значит, в морг!»
А вы думали, защита потребителей?
К двум КЖП, решения о ликвидации которых были приняты ранее, на состоявшемся в минувшую среду пленарном заседании горсовета добавились КЖП №6 и №28 в Ингулецком районе, КЖП №3 и №9 в Дзержинском, КЖП №4 и №13 в Долгинцевском, КЖП №19, №21, №25, №30, №33, №44 и КП «ЖКК» №27 в Саксаганском, а также КЖП №12, №16, №17, №18, №26 в Жовтневом районе и КЖП № 22, №24, КП «ЖКК» №23 в Терновском. В последние два года эти КЖП не выполняли перешедших к КЖП-управителям функций по обслуживанию жилищного фонда, ведя только финансово-операционную деятельность. Попросту говоря, занимались взысканием и погашением долгов. Теперь же, когда ресурс погашения долгов потребителями, видимо, исчерпан, ликвидационным комиссиям в числе прочего поручено «произвести перерасчет за не предоставленные либо предоставленные не в полном объеме услуги».
Трудно сказать, как это согласуется с решением горисполкома «Об установлении тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий в г. Кривом Роге» №823, которое гласит, что перерасчет должен производиться в месяце, следующем за отчетным. Но это касательно буквы закона, коим на территории города, несомненно, является решение горисполкома. А что касается его духа, то только наивные могут думать, будто массовые перерасчеты действительно преследуют цель защиты прав потребителей (именно этим благим намерением объяснялся факт предыдущего массового перерасчета). На самом же деле «защита потребителей» пускается в ход тогда, когда нужно свести балансы. На сей раз — ликвидационные.
Чиновники против депутатов
Что же касается коммунального предприятия «Криворожспецтранс», которое в прошлой жизни занималось вывозом мусора, то его ликвидация была в повестке дня вопросом №13. Еще при утверждении повестки дня Олег ЦИБЕНКО (КПУ) предложил его с рассмотрения снять, поскольку на неоднократные требования депутатов им не были предоставлены интересующие документы. В ходе заседания это подтвердили и коллеги Цибенко по фракции. Но им оппонировали заместитель городского головы Геннадий ТЕМНИК и начальник управления коммунального имущества Людмила ФЕДОРЕНКО, утверждая, что проведено даже специальное совещание, на котором депутатам даны все разъяснения.
— Давайте, Цибенко, если проводится совещание, то проводится, а вы говорите, что не проводится, — вмешался мэр, явно подменив предмет этой локальной дискуссии.
— Оно проводилось, но документы предоставлены не были! — настаивал депутат.
— А почему вы не попросили?
— А что можно попросить за 5 минут?
Да, если информация и документы не предоставляются депутатам должностными лицами подконтрольного совету органа, это, конечно, нонсенс. Так сказать, самоуправление без границ. Итог очевиден: снять вопрос с повестки дня не удалось.
Государство перебьется
Когда же дело дошло до рассмотрения его сути, Леонид ЛАТУРИНСКИЙ заявил о том, что фракция БЮТ не будет поддерживать проект решения по13-му вопросу. Депутат хотел знать, по какому принципу формировались содержащиеся в приложениях к проекту решения списки: первый содержит список техники, которая «не может быть использована для погашения кредиторской задолженности КП «Криворожспецтранс», второй — список основных средств, которые «могут быть использованы для погашения кредиторской задолженности КП «Криворожспецтранс»
— Какова остаточная стоимость основных средств мы не знаем и не можем сравнить ее с размером задолженности. Есть и другие вопросы, — сказал депутат. — Мы предлагаем профильной депутатской комиссии и исполкому сформировать это решение таким образом, чтобы не возникало вопросов у прокуратуры и фискальных органов, а тем более — у жителей города.
Начальник управления коммунального имущества Людмила Федоренко в свою очередь заявила, что имущество «Криворожспецтранса» (кстати, на сегодняшний день на предприятии осталось всего два сотрудника — руководитель и главный бухгалтер) находится в налоговом залоге.
— Даже то, что указано в приложениях №1 и №2, мы приняли на баланс УЖКХ, но не смогли перерегистрировать из-за запрета налоговой инспекции. Поэтому мы пошли по такому принципу: перечень №1 — это исключительно то имущество, которое необходимо арендующему его КП «Сансервис», и мы будем пытаться его перерегистрировать в период процедуры ликвидации. Перечень №2 — это имущество, которое не используется для нужд территориальной громады (включая мусоровозы, снегоуборочные машины, погрузчики, автогрейдеры и прочее — Авт.) и находится в налоговом залоге. Остаточную стоимость мы исключили по той причине, что она не играет никакой роли, имущество будет продаваться через биржу, путем открытых торгов, исходя из его экспертной оценки. Там есть транспорт, который, наверное, будет списан, потому что он в нерабочем состоянии...
На помощь управительнице имуществом пришел городской голова:
— Если мы не примем это решение, я вам откровенно говорю, налоговая заберет этот транспорт, продаст, и все государству пойдет, а мы ничего не будем иметь. Таким образом мы решаем вопрос частичного сохранения имущества, чтоб вы понимали. И у нас есть договоренность такая, потому что налоговая — тоже патриот города. Иного выхода нет. Мы не рассчитаемся никогда в жизни.
Коррупция, или только кажется?
Любопытно, что причиной сложившегося положения были названы долги. Как будто они образовались так же самопроизвольно, как вырастают мусорные кучи. По словам Людмилы Федоренко, кредиторская задолженность предприятия — более 20 миллионов гривень, из них 10,9 миллиона НДС.
— Сегодня мусор вывозит частная компания, и ей, как я понимаю, выгодно этим заниматься, — сказал депутат Владимир ГОНЧАР. — Поэтому очевидно, что можно было оптимизировать работу «Криворожспецтранса», а этого никто не сделал. В прошлом году были увеличены нормы накопления твердых бытовых отходов, и сейчас они опять будут пересматриваться в сторону увеличения (точнее — вводится как бы новая услуга на вывоз крупногабаритного и строительного мусора, за что криворожане будут платить отдельный тариф — Авт.). Но если в самом деле, несмотря на кризис, население накопляет столько твердых бытовых отходов, неужели нельзя было подобным образом решать проблемы коммунального предприятия?
Этот вопрос остался без ответа. Как, собственно, и вопросы депутата Владимира ЦАРИКОВСКОГО (КПУ).
— По данным ГОРШЕНКОВА (начальник УЖКХ горисполкома — Авт.), мы платим за вывоз мусора больше, чем поляки. У поляков чисто, а у нас?.. Почему? Каким образом тендер выиграло частное предприятие «Экоспецтранс», а коммунальное «пролетело»? И не кажется ли вам, что если материалы не предоставляются и объяснения не даются, этот вопрос носит чисто коррупционный характер? — спросил он.
— Если мы с вами ничего не будем делать, налоговая продаст всю технику, и деньги пойдут в государственный бюджет. Это та техника, которая сегодня не может работать. Хотим продать и получить деньги в наш бюджет. Остальное списать на металлолом и дать налоговой, чтобы и она, не она — государство, что-то заработала, — взялся убеждать мэр. — Ну что вы вцепились в это предприятие? У нас откровенно все… Я тот человек, которому вы покажете пальцем на коррупционные действия — и он (наверное, тот, кто занимается коррупционными действиями, — Авт.) работать больше не будет!
Видимо, то, что кто-то посмеет указать на самого мэра, исключается в принципе. Хотя, почитав комментарии на криворожских сайтах и послушав разговоры в кулуарах, убеждаешься: криворожане уверены, что вывозящая мусор бизнес-структура ну очень близка (конечно же, де-факто, а не де-юре) к городскому голове.
Предприятия разные, схема одна
— Получаются какие-то двойные стандарты, — резюмировал Олег Цибенко. — Если мы хотим спрятать технику, чтобы у нас ее не забрали, то «прячем» только 24 единицы, которые нельзя приватизировать. А вся та техника, которая за бюджетные деньги приобреталась в 2004-2005 годах, идет на продажу и пускается на погашение неизвестно откуда взявшихся долгов. Никто не сказал, как они образовались, — НДС и так далее. Конечно, они стали накопляться, потому что предприятие осталось без работы. Оно платит все налоги, а доходы получает другое предприятие, которому дали работу! Лет 5-6 назад мы рассматривали вопрос по РСУ, которое занималось ремонтом дорог. Нам тоже рассказывали, что его надо спасать от налоговой инспекции, потому что заберут технику. Мы тоже уходили от долгов. Почему-то РСУ работало очень плохо, а сегодня мы видим «прекрасную» работу «Весташляхбуд». Это похожий вариант.
Точнее, схема, причем хорошо обкатанная. Не случилось осечки и на этот раз. Залогом сему стала позиция фракции Партии регионов, обладающей абсолютным большинством голосов. Поддерживая проект решения, регионалы не сочли даже нужным объясниться с громадой, озвучив в сессионном зале свои мотивы. Столь красноречивое молчание, скорей всего, является следствием договоренностей, которые достигаются за пределами сессионного зала.
Кстати, когда табло высветило вожделенное «рішення прийнято», городской голова взялся снисходительно втолковывать «некоторым депутатам», что лучше платить из бюджета частным фирмам, нежели содержать коммунальные предприятия.
— «Весташляхбуд» мы заплатили миллион (это условно — Авт.) — и головной боли не имеем, где оно берет битум, отсев, механизмы и прочее. А если вы считаете мусоровоз 2004-го года новой машиной, то знайте, что он отработает 3 года — и все... А если по частной структуре, которая вывозит мусор, то они европейские контейнеры поставили, машины, которые негабаритный груз могут вывозить. И у нас больше нет головной боли, — констатировал он. — Специалисты, здесь присутствующие, мне докладывают, что так лучше, так весь мир так работает!
Может быть. Но «в мире» вряд ли возможно искусственное банкротство коммунальной структуры в интересах частной. И субъекты хозяйствования «в мире» получают свой кусок работы путем реального тендера, а не состоявшегося на бумаге да еще в головах верноподданных чиновников. А если кто из должностных лиц попробует использовать собственные полномочия в интересах вполне определенного субъекта частного бизнеса, то в мире, несмотря на всю его цивилизованность, вспыхнет большой коррупционный скандал. Да, вряд ли в цивилизованном мире кто-то даже додумается сначала сдать в аренду полигон твердых бытовых отходов вполне определенной частной структуре, а уж потом объявить тендер на вывоз мусора… Вот в чем с городским головой трудно не согласиться, так это в том, что у нас все происходит достаточно «откровенно» (не путать со словом «открыто».) А почему? |