-

   

   





 
Amwika -       , ,

Олег ПАВЛОВ
ВЕК. Вестник Кривбасса


Генплан на 20 миллионов

      Разработка генерального плана развития Кривого Рога на период до 2030 года обойдется бюджету в 20 миллионов гривень. На сегодня из бюджета профинансировано свыше миллиона и выполнено девять из восемнадцати этапов плана. Оставшиеся 19 миллионов придется искать в бюджете следующего года. Поскольку работа действительно масштабная, то таких денег было бы не жалко, будь твердая уверенность в том, что город получит по-настоящему основополагающий документ. Однако после презентации пока только опорного плана, состоявшейся 9 декабря в сессионном зале Криворожского горсовета, такой уверенности почему-то не возникает. А сами разработчики, проектанты, похоже, и вовсе в растерянности и от масштабов города, и от количества работы по определению пути его развития. Напомним, что предыдущий генплан города был разработан в 1984 году и рассчитан до 2005 года. Тем не менее, он и сейчас остается действующим — до утверждения нового генерального плана, то есть до 2011 года. Новый генплан будет рассчитан до 2030 года. Не удивительно, что представитель генерального проектировщика — директор государственного предприятия «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» Василий ОНИЩЕНКО — эту работу назвал очень почетным и ответственным заданием:

      — Когда мы выиграли тендер, то поняли, насколько ответственная и сложная задача стоит перед нами. Поэтому к работе мы привлекли десять специализированных институтов. Среди них «Кривбасспроект», Харьковский «Промстройпроект», Институт демографии и социальных исследований академии наук (г. Киев), харьковский институт «Южгипроруда», частное предприятие «Промінь».

      Предваряя выступления своих коллег, Василий Онищенко подчеркнул, что «при выполнении таких работ всегда возникают проблемы». Для коллектива он выделил и назвал три, самой важной из которых, по-видимому, является финансирование проекта. Без денег, сказал он, трудно своевременно получить необходимые исходные данные. Однако если деньги будут получены до октября 2010 года, то работы завершатся до конца следующего года.

      Главный инженер проектов НИиПИГ Нинель СТРИЖЕВСКАЯ в докладе долго подбиралась к сути проблем. Она повторила, что многое из предыдущего генплана не было осуществлено. В то же время, в городе появилось много такого, чего план не предусматривал.

      — Мы сегодня докладываем не генеральный план города, — призналась она, — а только информируем, в объеме современного состояния города, об отдельных направлениях его развития на перспективу, конечным годом которой является 2030-й.

      Затем последовал урок экономической географии в пределах средней школы. И эта часть доклада оставила впечатление, что проектировщики, познакомившиеся на предварительном этапе с таким уникальным городом, как наш, оказались в полной растерянности от масштабов и многообразия предстоящей работы. И долгое перечисление проблем, а также лимитирующих, то есть сдерживающих, факторов может лишь подчеркнуть сложность работы, но никак не оправдать растерянности.

      Из прозвучавшей конкретики нарисовалась не во всем радужная перспектива. Например, Нинель Стрижевская отметила, что для жилищного строительства в Кривом Роге не достаточно как территории, так и средств.

      — Мы рассматривали несколько вариантов реконструкции города. В связи с тем, что больших финансовых ресурсов не предвидится, мы остановились на минимальном варианте реконструкции.

      Этот вариант предусматривает снос ветхих строений (169), снос 550-ти домов с износом сто процентов (дома, построенные до 1919 года), несколько сот домов постройки 50-60-х годов прошлого столетия и почти полторы тысячи находящихся в зоне обрушения и других опасных зонах. Что же взамен? Всего на перспективу, по минимальному варианту, планируется построить 54 миллиона квадратных метров жилья.

      Дома, пояснила докладчица, будут строиться трех видов. Первый — VIP, то есть коммерческое жилье: 10 процентов — многоквартирные дома, и 90 — коттеджи. Далее — дома социального типа: 90 процентов многоэтажек и 10 процентов домов усадебного типа, в основном для многодетных семей. И, наконец, доступное жилье — пятьдесят на пятьдесят процентов.

      Нинель Стрижевская считает, что через десять лет население Кривого Рога сократится до 675-ти тысяч. Согласно областному плану расселения, к городу будут тяготеть несколько близлежащих сельских районов. Хорошо это или плохо, она не пояснила. Назвала она и один благоприятный для развития фактор: в перспективе здесь в радиусе двухсот километров пройдут национальные транспортные коридоры (Черноморское направление и Европа-Азия). А города, попадающие в 150-километровую зону коридора, пояснила она, получают возможность для благоприятного развития.

      Мэр города Юрий Любоненко, собиравшийся наряду со всеми сидеть в зале и слушать проектантов, решил направить их выступления в практическое русло:

      — Давайте не будем тратить понапрасну время. Здесь собрались депутаты и профессионалы своего дела — руководители промышленных предприятий, которые знают лучше вас, какая руда на какой глубине и как ее доставать. И самые главные вопросы, касающиеся развития города: вы правильно сказали, что именно сейчас надо учесть, как за двадцать лет будет меняться административно-территориальное управление. И здесь уже вы должны сказать, как нам надо поступать, как ставить вопросы перед Верховным Советом и Кабинетом Министров. Ведь сегодня Кривой Рог, грубо говоря, пожирает Криворожский сельский район. Сегодня надо предусмотреть это и сказать, что в будущем Кривой Рог может стать центром экономического региона, объединяющего, как вы сказали, три-четыре района. И кроме Криворожского, Пятихатского, Апостоловского и Широковского, в него могут войти Петровский и Долинский районы Кировоградской области. Вот здесь вы должны ответить. А то, что вы рассказываете о численности населения… Не переживайте — в Кривом Роге мощные женщины и мощные мужики. Развитие города будет, рождаемость не снизится.

      Спич мэра не слишком повлиял на тональность заготовленных докладов, хотя и сократил их продолжительность. Главный инженер проектов «Кривбасспроекта» Дмитрий МОЙСЕЕВ говорил о снижении производства и закрытии шахт, а также об экологии. Из выступления главного инженера проектов «Южгипроруды» Татьяны ГРЕБЕНЧУК стало ясно, что на ЮГОКе планируется строительство новой аглофабрики, которая значительно улучшит экологическую ситуацию.

      Говоря о хвостохранилищах, отвалах и пустырях, докладчики по большей части констатировали их негативное влияние на окружающую среду. Но ведь отвалы — это не только источник сырья для Криворожского ГОКОРа, но и сырье для строительной индустрии. Как его использовать, перерабатывать, где применять? София СЛОБОДЯНЮК, главный специалист отдела территориальных работ харьковского «Промстройпроекта», указала на то, что мощности на многих промплощадках не работают. Кто из директоров этого не знал? А вот можно ли там что-то организовать в перспективе, или это в компетенции только собственников предприятий, осталось не выясненным.

      Что же до территорий, то и меня, и многих моих земляков интересует, а что будет, например, с участками, застроенными гаражами? Как пролягут дороги и из каких материалов их будут строить? Может, как в Голландии, станут применять пористый асфальт, чтобы автомобили не обрызгивали друг друга во время дождя? На одной из пресс-конференций мэр города на вопрос о рекреационных и заповедных зонах, в которых по определению ничего строить нельзя, ответил, что пока не знает, как они будут учтены в генплане. Похоже, об этом мы не узнаем до самого окончания проектирования.

      Докладчики говорили, что численность населения города будет снижаться, и это объективно. Кроме того, снизится и количество персонала на производствах — в связи с внедрением новых технологий. В таком случае, какие предприятия, какие сферы производства или услуг надо развивать, чтобы обеспечить рабочие места для тех, кто окажется за воротами?

      Вообще, повторю, докладчики больше говорили о том, что есть, а не о том, что будет. А главный инженер ЧП «Промінь» Михаил ЯРОЩУК, освещая транспортную тему, сравнивал состояние пассажироперевозок чуть ли не с 1913 годом. Ну да, автобусы стали перевозить меньше пассажиров. А разве часть из них не пересела на собственные авто, а другая — на скоростной трамвай? Автопарк в городе растет стремительно, и это не только проблемы с выбросами двуокиси углерода. Скоро автомобильные пробки станут криворожской повседневностью, если не начать строительство новых транспортных развязок и объездных трасс. Разработчики генплана все еще решают, где и как это делать.

      Когда-то, сказал Михаил Ярощук, из аэропорта Кривого Рога совершалось 42 рейса в день. Сегодня он предложил использовать малую авиацию, чтобы криворожане быстро добирались до моря и соседних городов. По поводу же использования внутригородских железнодорожных веток и станций пока ясно лишь то, что они недобирают сто миллионов гривень в год из-за снижения пассажиропотока.

      А вообще-то на нынешних пустырях и в отдаленных районах не построить ни нового жилья, ни новых гражданских или промышленных объектов, пока не будет выполнено инженерное обслуживание территории. Об этом сказал главный инженер проектов НИиПИГ Евгений КУЦ. Разумеется, надо будет проложить новые газо- и водопроводы, провести электросети. Но пора думать и о канализационной системе всего города. Григорий Гутовский в свое время успел ее капитально реконструировать и зарыть поглубже. Но время идет, оборудование изнашивается, объектов прибавляется. Евгений Куц также предложил забрать для малого бизнеса сто гектаров земли в районе Коломойцево. Земли, которая по выражению Куца, «почему-то распаевана». Тогда как же ее можно забрать?

      Презентанты, в конце концов, изложили свою концепцию, и их, как гостеприимный хозяин, поблагодарил городской голова. В следующем году, будем надеяться, представят план на основе этой концепции. Пока же все выглядело весьма рыхло, многословно и неубедительно. Куратор проекта Геннадий Темник, подводя итоги, так оценил первый выход проектантов на публику:

      — От того, насколько глубоко проанализированы проблемы города и как они отражены в представленном опорном плане, будет зависеть окончательный результат. Пока проблемы изучены и отражены не так глубоко, как бы этого хотелось. Разработчикам надо бывать тут чаще, потому что одного-двух визитов недостаточно.

      Мои коллеги-журналисты после презентации высказались за то, чтобы карты, схемы и вообще уже наработанную концепцию разместить в Интернете, чтобы любой горожанин мог все это оценить и внести свои предложения или задать вопросы. Ведь это генплан развития города, значит, он для его жителей, а не для отчетов о проделанной работе.




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31