Александр СВЕТЛОВСКИЙ: «Сегодня в медицину идут неохотно»
Кривой Рог так и не достиг эпидемического порога по так называемому калифорнийскому гриппу и сезонным простудным заболеваниям. Как рассказал на вчерашней пресс-конференции начальник управления здравоохранения исполкома горсовета Александр СВЕТЛОВСКИЙ, для объявления эпидемии у нас должно быть от 970 до 1200 заболевших в сутки. А у нас средний показатель не превышал пятисот — это наша естественная ежегодная заболеваемость. Вместе с тем, как отметил Александр Арсентьевич, на ситуацию положительно повлияли превентивные меры, предпринятые правительством: внеочередные трехнедельные каникулы, введение санэпидрежима и т. п.
Начальник управления здравоохранения охотно ответил и на вопросы, касающиеся оказания медицинской помощи горожанам. Однако обо всем по порядку.
— Сейчас мы ожидаем вторую и третью волну простудных заболеваний, которая в нашем городе приходится на конец января — начало февраля, — предваряя вопросы журналистов рассказывал Александр Светличный. — Мы готовы ее встретить. Получили препараты на случай эпидемии, имеем все материальные ресурсы, чтобы с ней справиться. Хочу отметить, что старшее поколение менее чувствительно к калифорнийскому гриппу, так как пятьдесят лет назад он уже фиксировался в нашей стране. У нас в городе был некоторый элемент паники, но не такой, как по стране. Криворожане, за что им спасибо, отнеслись к эпидемии сдержанно, аптек не штурмовали. Видимо, они верят нам.
Отмечу также, что люди умирают не от гриппа, а от осложнений и хронических заболеваний, которые дремали в их организме. На сегодня от пневмонии в Кривом Роге умирают не более, чем всегда.
— Вы сказали, что смертность от последствий гриппа у нас в пределах нормы. А нельзя ли эту норму снижать?
— Есть показатель, который говорит о цене работы медиков и социальных работников, — это рождаемость и общая смертность, то есть речь идет о естественном приросте населения. На сегодня он у нас отрицательный. Тем не менее, за последние годы уровень рождаемости вырос на 1,8 и на 7,6 снизилась общая смертность. Но точные цифры смогу назвать только по итогам года. Главное, что мы стабилизировали процесс сокращения населения.
Хочу подчеркнуть, что мы — первый город, в котором выделяются целевые деньги на обеспечение родов. Что бы там ни говорили, но у нас рожают в нормальных условиях, хоть и не в супер-пупер. На минимальном уровне мы обеспечиваем рожениц полностью. И благодаря этому за семь лет начался рост рождаемости. Так что сегодня городская власть уже задумывается над тем, как вернуть здания детсадов, сданных в аренду.
Кроме того, сегодня умирают еще и оттого, что в медицину мало верят. Видимо, сами медики заработали такое к себе отношение. Заболев, человек обращается к соседям, бабкам, знакомым, а «скорую» вызывает только тогда, когда скрутило так, что дальше некуда. И основная смертность в городе — от сердечно-сосудистых заболеваний. А мы, между прочим, первый город, в котором расчетное время прибытия «скорой» в любую точку не превышает пятнадцати минут. За исключением поселка Рахманово — там надо ехать в объезд. У бригад «скорой» есть минимальный набор медикаментов, чтобы оказать первую помощь. Опять же, мы первыми в Украине сделали три тромболизиса и тем самым спасли людей с инфарктами и инсультами.
— Кому на сегодня сделана вакцинация за счет бюджетных средств?
— Прежде всего, следует отметить, что вакцины против гриппа A/H1N1 в Украине нет, решается вопрос о ее ввозе в страну. Есть противогриппозная вакцина, и она не бесплатная. Мы вакцинировали группу риска — две тысячи врачей, контактирующих с больными. За счет страховых компаний. Решаем вопрос по вакцинации работников «скорой помощи». Хочу подчеркнуть: мы никого не заставляем — это дело очень нужное, но исключительно добровольное.
— Если уж заговорили о «скорой помощи» — каков ресурс работы автомобилей сегодня? Не встанут ли кареты завтра из-за поломок или других причин?
— При той форме эксплуатации автомобилей, которая существовала ранее, и при том, что авто ремонтировал в своем гараже какой-нибудь дядя Вася в благодарность за лечение, три года было естественным ресурсом. Мы же сегодня нашли другую форму: за техническим состоянием автомобилей следят СТО, выигравшие тендер. Каждый теперь занят своим делом: механики ремонтируют машины, а врачи лечат людей. Уже три года мы не имеем с этим головной боли. Кроме того, сейчас мы изучаем вопрос об организации общей автобазы для «скорой помощи». И эта тенденция заложена в проект приказа Минздрава. Кстати, подобная практика уже есть в нашем областном центре.
— Где вы сами лечитесь?
— Скажу, прежде всего, что в природе нет двух одинаковых людей, а значит, и двух одинаковых болезней. И нет двух одинаковых лечений. Я три года подбирал схему лечения своей гипертонии, пока попал на «свои» таблетки и «свою» дозировку.
— Почему в наших больницах требуют оплачивать лекарства?
— Медицинская помощь и медицинская услуга — разные вещи. Медпомощь сегодня во всех медучреждениях оказывается бесплатно. Врачи за свою работу своевременно получают заработную плату, а за коммунальные услуги платит государство. И когда врач говорит: «Вот мои руки, моя квалификация — это оплачено, а медикаменты, которых не хватает, прошу купить», — тогда человек идет и покупает. Я далек от мысли, что все врачи белые и пушистые. Есть хапуги в белых халатах, которые не покупки медикаментов просят, потому что их просто нет, а требуют оплатить их работу, за которую они уже получают зарплату. Да, не самую высокую на сегодня, но своевременную. Когда у нас есть доказательства, мы с такими «специалистами» прощаемся навсегда.
— А на что потрачены почти семь миллионов гривень, выделенных на реализацию комплексной программы «Здоровье нации»?
— Это деньги, которые горсовет выделил сверх бюджета. Я готов дать полный отчет по первому запросу — информация не секретная.
— Насколько адекватно частные медучреждения оказывают медицинские услуги?
— Поначалу в такие учреждения уходили люди, которые не прижились в государственных учреждениях. Сегодня я не могу сказать, что там работают специалисты низкой квалификации. Уровень приемлемый. Если есть недовольство, то следует, во-первых, обращаться в отдел защиты прав потребителей. А во-вторых, надо обращаться ко мне, поскольку я являюсь членом региональной комиссии Минздрава по проверке выполнения частниками лицензионных условий. В прошлом году, кстати, мы лишили лицензий два таких учреждения.
— Как вы относитесь к тому, что врачи торгуют всякими биодобавками?
— Отрицательно. Но хорошо то, что подрабатывают они не на рабочем месте и не в рабочее время. При такой зарплате (в среднем 1200 гривень) это можно понять. Но не оправдать.
— Все ли могут свободно воспользоваться услугами медико-диагностического центра?
— Свободно — нет. По направлению — да. Скажу вам, что исследования там — это не панацея. И облучение человек получает немалое. Но иногда врач уступает настойчивым больным и направляет туда. Другое дело, если больному нужна срочная диагностика. А если нет — зачем спешить: может, и без центра можно установить диагноз.
— Каких врачей сегодня не хватает в Кривом Роге?
— Мне проще сказать, каких хватает. Ни по одной специальности нет полной комплектации. Хуже всего ситуация с участковыми терапевтами, участковыми педиатрами, патологоанатомами и фтизиатрами. Даже выделение 74-х квартир в бывшей гостинице «Киев» проблему не решило. У нас есть больницы, где укомплектованность не превышает 46 процентов. Сегодня в медицину идут неохотно. |