-

   

   





 
Amwika -       , ,

Вера ТЕРНОВА
ВЕК. Вестник Кривбасса


Бесславный конец «О'КЕЯ»

      Более сотни бывших сотрудников гипермаркета «О'КЕЙ» смирились с тем, что с ними не рассчитались за последние полтора месяца работы. Чуть более двух десятков человек намерены подать в суд на своих бывших работодателей. Правда, прогнозировать, насколько успешным будет этот процесс, трудно. Ведь самого гипермаркета больше нет. Ожидается, что на его месте в скором будущем откроют новый…

      Пышное открытие самого большого в городе супермаркета состоялось менее двух лет тому назад. Этот магазин стал четвертым в украинской сети эстонского бизнесмена Хиллара Тедера. В 2008 году общая выручка от продаж составила 740 млн. грн. А тут нежданно-негадано — бесславный конец.

      Как рассказала мне одна из работниц торгового зала Виктория ЗАДОРОЖНЯЯ, поначалу все было действительно о'кей. Зарплату выплачивали регулярно, дважды в месяц через банк, а не «в конвертах». В среднем она составляла 1000–1500 гривень «чистыми». А в начале марта этого года руководство магазина предупредило, что предприятие ожидают большие перемены: с 1 мая на 20% будет уменьшена заработная плата, но при этом возрастут премии и не будет сокращения штатов. Тем, кого это не устраивало, предложили уволиться — по собственному желанию с полной выплатой расчетных. Однако в реальности отпускать сотрудниц никто не спешил. Только шести из них с помощью адвоката удалось уйти с работы таким образом. Остальные остались работать.

      Несмотря на обещания, в мае начались массовые увольнения. Коллектив уменьшился почти наполовину. Причем увольняли людей «по соглашению сторон». Такая формулировка дает право на получение пособия по безработице только спустя три месяца после постановки на учет в службе занятости. На что будут жить уволенные из магазина люди эти три месяца, руководство предприятия, кажется, не интересовало. А ведь многие из уволенных сотрудников имеют на содержании детей!

      Несладко приходилось и тем, кто остался работать. При значительном увеличении обязанностей, заработок оставался прежним.

      — 25-го июня впервые за время существования магазина нам не выдали аванс, — говорит Виктория. — Тогда директор криворожского «О'КЕЯ» Нана КИРОБЯН успокоила сотрудников, что мера это разовая, дескать, заработанные деньги мы в полном объеме получим вместе со второй частью зарплаты 10-го июля. Но вместо зарплаты нам сделали объявление о трехдневном выходном для всего коллектива. Всем предупредили, чтобы не выезжали из города, а ждали приказа о выходе на работу в телефонном режиме. В случае, если у кого-то не будет отвечать телефон, грозили уволить по статье за прогул.

      И сотрудники гипермаркета ждали. Ждали 13, и 14, и 15 июля. Потом начали звонить сами. Телефон дирекции в Кривом Роге молчал. Пытались звонить в центральный офис компании в Киев. Там сообщали, что фирма «О'КЕЙ» уже расторгла договор аренды данного помещения. И где она находится теперь — тайна за семью печатями.

      — Нам позвонили и назначили встречу с дирекцией только на 23 июля, — продолжает свой рассказ Виктория. — Директора на месте уже не было. Администрацию представляла начальник отдела кадров Лилия СМАГАНОВСКАЯ. Она без обиняков предложила всем написать заявление об уходе по соглашению сторон или по собственному желанию с 22.07.09 г. Как выяснилось позже, она и ее подчиненные обзвонили всех без исключения сотрудников, настоятельно рекомендуя отсутствующим дать согласие на то, чтобы заявление от их имени написали другие. Тех, кто не напишет, тоже уволят, но трудовые книжки им придется искать в Киеве. Справку же о заработной плате для службы занятости выдавать отказались вовсе. О причитающихся расчетных суммах и невыплаченной заработной плате строгая начальница посоветовала забыть. А в качестве компенсации пообещала помочь с трудоустройством в новом магазине, который в ближайшее время разместится на территории бывшего. Тут же начальник службы безопасности магазина Валерий МАМАЕВ милостиво позволил, не входя в торговый зал, забрать свои личные вещи.

      Вполне возможно, что сумма в 2 тысячи гривень для кого-то и не решает ровным счетом ничего. Но только два десятка из более чем двухсот бывших сотрудников гипермаркета решили судиться с предприятием. Как сообщил представляющий интересы истцов адвокат Вячеслав ЗАКАРЛЮКА, в данном случае нарушены сразу несколько статей трудового законодательства. Во-первых, работодатель не отдал заблаговременно письменного приказа о последующем увольнении и не ознакомил с ним письменно, под расписку, сотрудников. Во-вторых, работодатель не предоставил работникам письменных справок обо всех положенных при увольнении выплатах. В-третьих, работодатель не предоставил работникам письменных справок о доходах, что делает невозможным постановку на учет в службу занятости. В-четвертых, работодатель не выдал сотрудникам трудовых книжек, а без них невозможно официально трудоустроиться. В-пятых, при увольнении не был выплачен остаток заработной платы, компенсация за неиспользованный отпуск и положенное выходное пособие.

      — Я буду добиваться восстановления на работе моих клиентов, выплаты им компенсаций за вынужденные прогулы и моральный ущерб, — говорит адвокат. — Мы не позволим отбирать у людей заработанные ими кровью и потом гроши. Все увольнения должны производиться со строгим соблюдением закона!

      Ко всему сказанному стоит добавить еще несколько небезынтересных фактов. Если судить по распечаткам выплат заработной платы, значительная часть сотрудников гипермаркета с оптимистическим названием являлись членами некого профсоюза «Співдружність», заявление о приеме в который им предлагалось подписать при поступлении на работу. Именно на счет этой организации ежемесячно перечислялось по 5 гривень с каждого. По закону, увольнять членов профсоюза без согласования с его руководством никто не имеет права. Однако профсоюзные боссы не спешат и палец о палец ударить. Или этот профсоюз является всего лишь «дочерним предприятием» ООО «О'КЕЙ Украина»?

      По информации, доступной пользователям интернета, все магазины сети «О'КЕЙ Украина» прекратили свое существование еще 15 июля этого года. Почему же этот факт скрывался от сотрудников криворожского гипермаркета? И что самое интересное. Как выяснилось, ни здание гипермаркета, ни находящееся в нем оборудование собственностью владельца бесславно почившей сети «О'КЕЙ Украина» не являются. Помещения арендовались, а оборудование находится в банковском залоге. Так что продавать за долги предприятию по сути нечего. Остается только гадать, сколько еще исков будет подано фирмами, неосмотрительно поставлявшими туда продукцию с отсрочкой платежа, и когда они смогут получить назад свои деньги.




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31