-

   

   





 
Amwika -       , ,

Олег ПАВЛОВ
ВЕК. Вестник Кривбасса, http://www.krivbass.in.ua


Карьер вместо заповедника

      Возле криворожского села Недайвода ООО «Гранит груп» при поддержке сельского головы намеревается организовать на территории заповедного фонда «Ингулецкая степь» гранитный карьер и дробильно-сортировочную фабрику. А поскольку, согласно закону, нельзя открывать гранитный карьер в зоне общегосударственного заказника, то областной совет вносит изменение в свое же решение о его создании и исключает эти земли из числа заповедных — стройте тут хоть черта лысого! О том, как уничтожается уникальный участок нетронутой степи, чтобы раскопать на нем Недайводское месторождение гранитов, о тревоге жителей окрестных сел «Вестнику» сообщил депутат Недайводского сельсовета Степан Иосифович КАЗИМИРОВИЧ в своем письме.

      Многострадальная плодородная криворожская земля еще не скоро отправится от ран, нанесенных ей индустриализацией и добычей из ее недр полезных ископаемых. Более того, к многочисленным карьерам может прибавиться еще один. На уникальном участке степи площадью 60 гектаров, который зарезервирован для первоочередного создания памятников природы общегосударственного значения Указом Президента Украины еще в марте 1994 года, хотят устроить гранитный карьер. В непосредственной близости от сел Раево-Александровка и Тернуватка на площади в 133 гектара планируется добывать гранит. И карьер, и дробильная фабрика, если планы «Гранит групп» осуществятся, от ближайших домов селян будут располагаться на расстоянии 500-800 метров. При вскрытии гранитных слоев, к тому же, естественный радиационный фон может повыситься в 3-4 раза, утверждают специалисты.

      История «Ингулецкой степи» такова. Еще в начале 90-х ученые и историки при поддержке местных учителей обследовали целинные земли по берегам Ингульца в районе села Недайвода. В результате в 1992 году появился акт обследования и карта местности, на которой указаны места для создания природного заповедника. В документе, который подписали научные сотрудники Криворожского историко-краеведческого музея и Криворожского отделения Донецкого ботанического сада, говорится, что на этой территории растут редкостные виды флоры, занесенные в Красную книгу Украины, в том числе ковыль перистый и украинский, ирисы, сон-трава, горицветы, тюльпаны, фиалки и многое другое. Здесь обитают не менее редкостные и охраняемые законом животные, в частности, полоз желтобрюхий, степной лунь, большой тушканчик и др. Комиссия сделала простой и очевидный вывод: необходимо объявить эти места заповедной зоной и взять их под охрану. А прежде всего — запретить здесь выпас скота, строительство дач и отвод земли под турбазы.

      Через пару лет подоспел и Указ Президента Украины «О резервировании для последующего заповедования ценных природных территорий». Еще через четыре годы глава Криворожской райгосадминистрации издает распоряжение «О создании заказника». Более конкретным стал новый Указ Президента от 21.02.2002 г. №167/2002 «О создании ландшафтного заказника «Ингулецкая степь». И тут появляется общество с ограниченной ответственностью «Гранит груп», которое готово разрыть заповедные земли и добывать здесь гранит, запасы которого, а также залежи урановых руд, обнаружила геологоразведка еще в 1976 году. Однако во времена Союза добывать урановые руды, залегающие здесь до самых Желтых Вод, добывать не спешили. Отчего бы это?

      Но то в бывшем Союзе. Наше же Министерство охраны окружающей природной среды в свое время выдало специальное разрешение на пользование недрами. А подписал его, сообщает Степан Казимирович, наш земляк — на то время первый замминистра — Сергей ГЛАЗУНОВ.

      Интерес частника понятен — прибыль. Интерес сельсовета — тоже: пополнение бюджета села. Но неужели сельским жителям все равно, где построят карьер и фабрику? Хоть на костях предков? Ведь, как пишет Степан Казимирович, это место имеет и историческое наследие: скифские курганы, земляные оборонные сооружения периода Великой Отечественной войны длиной 5 километров, где, по разным данным, погибло от 17 до 24 тысяч воинов, которых до сего времени не перезахоронили. И река Ингулец, питающая и села, и через Карачуновское водохранилище — Кривой Рог, тоже может пострадать. Как говорилось на заседании межведомственной комиссии по вопросам промывки реки Ингулец, которое проходило в Кривом Роге в марте этого года, отвалы вдоль реки дают и речным, и грунтовым водам такой набор химикатов, что хоть таблицу Менделеева по ним изучай. А ежегодные промывки Ингульца, помимо прочего, поднимают донные отложения и несут все это на поля южных областей. Теперь к этому могут добавиться отходы гранитного производства.

      Однако не может же какая-нибудь фирма, в данном случае ООО «Гранит груп», вот так взять и начать разработку месторождения? Нужны, как говорится, законные бумаги. Так что за беда? Глава Днепропетровской облгосадминистрации 17 февраля 2006 года подписывает распоряжение №56-р-06 о создании регионального ландшафтного парка. А следом, через месяц, и облсовет принимает решение №768-33/IV «Об утверждении программы формирования и развития национальной экологической сети Днепропетровской области на 2006-2015 годы». Но «Гранит груп» подает представление, поддержанное сельским советом, и председатель облсовета Юрий ВИЛКУЛ подписывает новое решение депутатов, которое исключает из предыдущего документа территорию между селами Недайвода и Раево-Александровка. Строй — не хочу!

      Как такое могло случиться? По мнению инспектора Днепропетровского областного центра историко-культурного наследия в Криворожском районе Виктора ТИТОВА, ситуацию запутали сами законодатели и чиновники. С точки зрения закона «Гранит груп» имеет все основания начать разработку и строительство дробильной фабрики. Потому что, согласно специальному разрешению природоохранного министерства, на землях, где есть полезные ископаемые, нельзя создавать заповедники. Так же, как и на землях, где есть частная собственность, но уже согласно закону. Указ Президента эти нюансы не учитывает. Но и отменить решение о включении земель, за которые сейчас идет война, тоже нельзя — это право принадлежит Президенту. Так что формально правильное решение облсовета об исключении заповедника, подписанное Юрием Вилкулом, тоже вступает в противоречие с указом.

      Вот и выходит, что залежи гранита открыты в 76-м, «законная бумага» об использовании недр и невозможности создания над залежами полезных ископаемыми заповедника появляется в середине 90-х, а указ президента — вообще в 21-м веке. А президента, в свою очередь, «подправил» облсовет. Если на землях, куда сельский и областной советы хотят перенести заповедник, уже есть участки, находящиеся в частной собственности, то и там никакого заповедника не может быть! В противном случае надо отнимать у людей землю, которая передана им в частную собственность еще в 1996 году.

      Как сказал Виктор Титов, здесь вопрос морали: «Лично я на этих удивительных землях устроил бы заповедник. Но я занимаюсь историко-культурным наследием, а не ландшафтами. А фирма наше предписание об исследовании курганов и оборонительной линии времен войны выполнила. Другое дело, что путаница в законах позволяет игнорировать мнение защитников природы и местных жителей».

      А что же жители Недайводы, Тернуватки и Раево-Александровки? Их, по словам Степана Казимировича, более всего оскорбило то, что Недайводский сельский голова Людмила БАЗУНОВА игнорирует мнение депутатов и сельской общины, действует не в ее интересах. Он пишет: «Сельский голова, игнорируя свое же решение от 06.09.07 №77V/IX, в котором сказано: «… начать процедуру общественных слушаний в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины» и «Составленную градостроительную документацию после проведения общественных слушаний подать на утверждение сессии сельского совета, при наличии всех необходимых заключений и государственных экспертиз, проведенных в соответствии с действующим законодательством», без обсуждения, без ознакомления присутствующих депутатов с документацией сразу же вынесла этот вопрос на голосование. Сказав при этом, что независимо от их мнения карьер все равно будет. И сессия приняла решение дать согласие на предварительное согласование места расположения земельного участка площадью 120 гектаров для разработки гранитного карьера и строительства дробильно-сортировочной фабрики из земель запаса (пастбища)».

      Жители села потребовали общего собрания. После многочисленных безуспешных попыток им это удалось. Как пишет депутат сельсовета, «сход состоялся. На нем присутствовали и господин Нахлупин, который рассказывал о безопасных взрывах и пользе от такого карьера для всего села». Как следует из протокола общего сельского собрания 19 августа прошлого года, вопросы господину Нахлупину задавали по сути, а вот ответы… Тем не менее, сельский совет после собрания жителей, которым посулили всякие блага в обмен на согласие уничтожить уголок нетронутой природы, дает согласие на разработку карьера.

      В конце своего письма, подкрепленного массой документов, Степан Казимирович с горечью пишет: «О каких духовных достижениях могут рассказывать детям те пятеро депутатов, которые работают в Недайводской школе и которые своим согласием пытаются уничтожить память о тысячах погибших во время Великой Отечественной войны, уничтожить курганы, редкостных животных и растения? Считаю, что это посягательство не только на генофонд, а и на духовность нашего народа. О каком здоровье могут рассказывать трое депутатов — работников Недайводской амбулатории, которые желают, чтобы рядом с жилыми домами выросли терриконы карьера? И о каком развитии села заботятся работники сельсовета (еще двое депутатов)? Разве что о дороге на кладбище и бесплатном гранитном камне на могилы селян, который обещал пан Нахлупин…»

      Ответ — за односельчанами и представителями всех уровней власти.




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31