Учить без вреда для здоровья
Каждый второй ребенок, родившийся в Кривом Роге, имеет целый набор болезней, с которыми в 6-летнем возрасте приходит в школу, утверждают местные медики, которым вторят педагоги. Основной причиной этого они называют нашу экологическую ситуацию. Когда городской голова Юрий ЛЮБОНЕНКО на заседаниях исполкома горсовета эмоционально с этим утверждением не соглашается, он прав лишь отчасти: при всем наборе неблагоприятных факторов (наследственность, условия жизни и питания, да и образ жизни родителей также) экология все же занимает первое место. У шестилеток фиксируют аллергические заболевания, астму (!), проблемы с желудочно-кишечным трактом. И коэффициент здоровья ребенка (есть такое понятие) у криворожских первоклашек равен 28%.
Недавно американские ученые исследовали 51 город США и впервые задокументировали связь между качеством воздуха и продолжительностью жизни. Исследователи выяснили, что в целом по стране продолжительность жизни увеличилась в среднем на 2,72 года, а пять месяцев из этого срока обусловлены именно улучшением качества воздуха. Так что отныне фраза «Чистый воздух продлевает жизнь» — еще и научно подтвержденный факт.
Юных горожан, не достигших совершеннолетия, в Кривом Роге насчитывается 117 тысяч. Фактически это уже целое поколение, родившееся в независимой Украине. Как она о них заботится? Если судить по Кривому Рогу, то следует признать, что заботу о новом поколении здесь проявляют задолго до появления на свет каждого ребенка, после его рождения и в годы счастливого, будем надеяться, детства. Это не только формальное выполнение целой кипы законов, постановлений, целевых и профильных программ, о чем регулярно отчитываются городские медики на заседаниях исполкома горсовета. Это, например, уникальный медико-генетический центр под руководством Николая Веропотвеляна (надо ли растолковывать, что это такое?). Это специализированные детские сады-санатории, дающие практические результаты в борьбе с туберкулезом. Это, наконец, уникальный родильный комплекс, который возводится на базе 6-й городской больницы — с самым лучшим оборудованием, комфортными семейными палатами, отделениями реанимации и детской патологии новорожденных.
О том, что комплекс, несмотря на кризис, будет достроен, на заседании горисполкома 14 января сказал Юрий Любоненко: «Мы непременно найдем деньги, и строительство этого крайне необходимого для города объекта будет продолжено во что бы то ни стало». В тот день по вопросу «О состоянии соблюдения законодательства по охране жизни и здоровья несовершеннолетних в городе» выступал начальник управления здравоохранения исполкома горсовета Александр СВЕТЛОВСКИЙ, и именно его упрекнул Юрий Любоненко за то, что врачи очень часто сетуют на экологию. Но мэр и сам прекрасно понимает, что экофакторы таки влияют на здоровье будущих поколений, раз уж отделение детской патологии новорожденных — это «крайне необходимый для города объект».
К сожалению, патологии будут. Тем более, что рождаемость в Кривом Роге выросла: в прошлом году на свет появилось 9 тыс. младенцев, тогда как, к примеру, в 2001-м — 5 тысяч. Они подрастут, но кто даст стопроцентную гарантию, что не попадут в 65% детей, страдающих заболеваниями дыхательных путей? Вот тут-то Александр Светловский и отметил, что это — явный признак и следствие крайне неблагополучной экологической ситуации в Кривбассе. И будут наши доблестные врачи, коим город старательно создает условия для работы и жизни и вовремя платит зарплату из бюджета, бороться не с причинами, а с последствиями.
В общем, затраты на строительство родильного комплекса вполне оправданны. Итальянское правительство, например, пошло еще дальше и собирается выделить два миллиона евро на осуществление программы… клоунотерапии в больницах, где проходят лечение маленькие пациенты. «Позитивное воздействие развлекательных комических техник, применяемых клоунами, побуждает пациентов самим создавать атмосферу радости, что, в свою очередь, помогает легче пережить боль, снизить связанные с ней страхи и придать положительный смысл даже негативным эмоциям», — говорит инициатор лечения смехом министр Мара Карфанья.
«Атмосфера радости» — что-то знакомое. Ну конечно, я слышал это от Раисы ЛЫСЕНКО, директора средней школы №35. Вот где могут рассказать о том, что же делать сегодня, чтобы нашим детям учеба не пошла во вред.
Эта школа с октября 2006 года включена в программу «Школы содействия, укрепления и культуры здоровья» как одна из четырех школ Саксаганского района со статусом экспериментального учебного заведения регионального уровня. С тех пор программа, имеющая целью создание системы гармоничного развития и саморазвития личности на основе здоровьесберегающих технологий, стала внутренним кодексом школы.
В самом деле, раз уж половина детей к моменту поступления в школу, мягко говоря, не вполне здорова, а впереди 12 лет учебы и самых разных нагрузок на организм, то вполне логичным будет сделать пребывание ребенка в школе максимально комфортным и безопасным. Вот почему программа нацелена на защиту физического, психического и духовного здоровья школьников. Особенно если учесть, что сегодня у 25-80% детей, преимущественно городских жителей, выявляют признаки вегето-сосудистой дистонии (ВСД). Их можно обнаружить в любом возрастном периоде, но чаще наблюдают у детей 7–8 лет и подростков. Преобладает синдром у девочек.
Но проявления ВСД и других заболеваний и отклонений от нормы можно смягчить, уверена заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Ольга ОЛЬХОВСКАЯ, с которой мы обсуждали эту тему. Не будем углубляться в тонкости. Скажем лишь, что все, чем занимаются в школе педагоги и воспитанники, должно быть на пользу физического, морального и духовного здоровья учащихся. И все это вполне достижимо.
Здесь отслеживают состояние здоровья с первого дня пребывания ребенка в школе. Например, ежегодно 1 сентября учителя физкультуры тестируют учеников, чтобы определить уровень подготовленности к нагрузкам. Он у всех разный, но общим оставалось то, что каждый год дети приносили справки, чтобы их освобождали от уроков физкультуры. Но надо не от уроков освобождать, справедливо считает Ольховская, а изменить нагрузки, программу. И заниматься должны все — в меру сил и здоровья.
— В этом мы убедили и родителей, — говорит Ольга Степановна. — Кстати, тем учащимся, которые занимаются в спецгруппах, мы запрещаем посещать основные уроки физкультуры — нагрузка должна соответствовать их здоровью. И поскольку к нам приходят уже ослабленные дети, мы решили с этого учебного года ввести в одном из первых классов экспериментальную программу по физвоспитанию. Другой класс — контрольный. Уроки ведет не учитель начальных классов, а специалист. Мы уверены, повторяю, что разумные, рассчитанные нагрузки гораздо полезнее для здоровья ослабленных детей, чем полное освобождение от уроков физкультуры.
Но на уроках физкультуры, как говорится, свет клином не сошелся. Без тесного контакта с родителями, их понимания важности комплексного подхода к образованию и воспитанию ребенка успеха не добиться. В 35-й школе уже несколько лет подряд проводят тематические родительские дни, когда мамы и папы рассказывают детям о себе и своей работе, о культуре здоровья, о воспитании успешного человека. Для тех и других это порой становится откровением. Кстати, перед такими встречами педагоги просят детей нарисовать свою семью. Психолог анализирует рисунки и объясняет родителям, почему, например, дитя изобразило не всех или вообще карикатурно (а какой образ жизни вы ведете?) или почему у папы большие уши: значит, ребенок хочет, чтобы его услышали. Педагоги убеждают родителей, что полноценное питание для ребенка — не роскошь, а жизненная потребность. И никакой бутерброд не заменит горячего обеда.
В школе убеждены, что не следует перегружать учеников домашними заданиями — они должны составлять половину того, что изучалось на уроке. Важен также режим работы в школе: не следует начинать занятия раньше 8 утра.
— И вообще лучший ритм работы для ребенка — со 2-го по 4-й урок, — говорит Ольховская. — Я как замдиректора должна учесть, что математика, иностранный язык, физика должны быть в этом промежутке времени. А 1-й, 5-й и 6-й уроки надо отвести на биологию, географию, физкультуру, основы здоровья, то есть на те, которые не требуют большой концентрации внимания и усилий. Кроме того, при составлении расписания уроков я учитываю, что наиболее продуктивные дни недели — вторник и среда. Нам рекомендуют уменьшать нагрузку уже в четверг, а в пятницу и понедельник она вообще должна быть минимальной.
Резонно заметить, что это не требует дополнительных материальных затрат ни в 35-й, ни в любой другой школе. В идеале не должно быть и домашних заданий на выходные, но это пока нереально даже здесь, иначе придется пересмотреть школьную программу по многим предметам.
Программа «Школы содействия здоровью» вообще «цепляет» многие аспекты воспитания и образования, а, следовательно, и жизни детей: окружающая среда, питание, досуг, семейные отношения и моральные ценности, безопасность на улице, нагрузки, развитие интересов. Практические результаты? Пока минимальные, но уже есть. Учащиеся 35-й активно заняты не только в школе, но и добиваются заметных успехов в спорте и искусстве. Внешнее независимое оценивание прошли с одними из самых высоких показателей. А что до общего здоровья, то школа в последние годы закрывалась на карантин исключительно по приказу отдела образования, поскольку не переступала «порог заболеваемости гриппом».
— Легче начать инновационную деятельность, чем работать по-новому, — говорит Ольга Ольховская. — По большому счету, современная школа не готова к этому, потому что надо переделать, перестроить себя. И мы благодарны нашим учителям и родителям за то, что они нас понимают и осознают, что предмет лучше усвоит здоровый ребенок, а высокие оценки — не самоцель, а лишь показатель их развития.
Иными словами, в средней школе №35 уже не первый год подтверждают, что учить без вреда для здоровья — это реально. |