Холодно и отрезаться не дают? В суд!
В редакцию «Вестника» все чаще обращаются жители города с жалобами на температуру в своих квартирах. Как мы уже сообщали, согласно постановлению Кабмина №630 от 21.07.2005 г., если температура в квартире упала ниже 17 градусов, оплата за отопление должна быть снижена на 5%. Однако добиться повышения температуры в батареях или перерасчета — задача не из простых. Как правило, жековские работники кивают на теплогенерирующие предприятия, мол, это они теряют недостающее вам тепло по дороге к вашему дому. В свою очередь, теплогенерирующие предприятия предлагают разбираться с жеками, которые, дескать, не прочистили вовремя систему.
Чтобы не зависеть как от первых, так и от вторых, некоторые горожане пытаются взять разрешение на отключение от теплосети и установку автономного отопления. Однако они попадают в ситуацию, когда им власти отказывают в реализации этого права. И тогда они вынуждены или смириться, или действовать через суд.
Житель Саксаганского района Петр МИХАЙЛИК недавно принял решение отключиться от теплосети.
— После того, как цены на тепло вплотную приблизились к размеру моей пенсии, я решил на первое время перейти на обогрев электрическими приборами, — говорит Петр Алексеевич. — Я посчитал, что мне это будет дешевле. А погодя — установлю счетчик электроэнергии, отделяющий дневной и ночной тарифы. Но когда я обратился в теплосеть, чтобы получить разрешение на отключение, мне отказали, так и не объяснив, почему.
Перт Алексеевич уверен, что на его стороне — закон «О защите прав потребителей», в котором говорится, что потребитель может самостоятельно выбирать, какие товары покупать и чьими услугами пользоваться. Это же записано и в Гражданском кодексе. К тому же, в кодексе сказано и о том, что все обязательства должны выполняться в рамках подписанных договоров. В договоре же между потребителями и теплосетью сказано, что он может быть расторгнут, если потребитель откажется от услуг теплосети. Но самое парадоксальное, что даже этот договор с теплосетью Михайлик не подписывал. Вот и получилось, что, не имея с ним подписанного договора, теплосеть оказывала ему услуги, от которых он не может отказаться. Не правда ли, странная ситуация?
Тем не менее, у тепловиков свои аргументы. Как известно, порядок отключения от систем централизованного теплоснабжения и установки индивидуального отопления был разработан Кабинетом Министров Украины в 2005 году. Но в ноябре 2007 года в него были внесены изменения, которые запретили отключать тепло в отдельных квартирах, оставив это право за всем домом в целом. Поэтому с того момента разрешения на отключение отдельных квартир не выдаются.
Позиция Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства довольно проста. Практически все многоквартирные дома были построены 20-30 лет назад, когда об установке индивидуального отопления речь и не шла. Соответственно, и сети в таких домах рассчитаны на централизованное отопление. Даже тот факт, что почти все квартиры сегодня приватизированы, ситуации не меняет — в собственность жители получили батареи, а не стояки. Поэтому обязанность тепловиков — следить за тем, чтобы сети находились в рабочем состоянии. А также за тем, чтобы права одних жителей на самостоятельный выбор системы обогрева квартиры не нарушали права их соседей на получение качественных услуг. Поэтому запрет на него наложен для того, чтобы оставшиеся 90% жителей многоэтатажек не чувствовали неудобств. Желающие же отключиться могут сделать это, но только вместе, всем домом.
И тепловиков, и Петра Алексеевича понять можно — по-своему они правы. Однако проблема в том, что таких, как Петр Михайлик, сегодня в Кривом Роге наберется не одна сотня. И все они получают одинаковый ответ: «Нельзя». Те, кого такой ответ не устраивает, могут обратиться в суд. И они этим правом пользуются. Как рассказал «Вестнику» адвокат Александр РУБАН, на его счету около двух десятков подобных исков, половину из которых он выиграл, а вторую — еще выиграет, даже если для этого придется обращаться в Европейский суд по правам человека.
— В данном случае права гражданина нарушаются, поскольку законы и кодексы имеют большую юридическую силу, чем приказы министерств и ведомств, — уверен Александр. — Практика показывает, что свои права граждане могут успешно отстаивать в судебном порядке, такая норма предусмотрена основным законом — Конституцией Украины — и Гражданским кодексом Украины.
Очевидно, что формально юрист прав. Тем не менее, индивидуальное отопление в многоквартирных домах вряд ли можно назвать лучшим выходом из ситуации. Но почему это не может быть выходом хотя бы для тех криворожан, кому тепловики и жилищно-коммунальные предприятия не могут обеспечить минимальные параметры комфорта, кивая друг на друга? |