Сражение за Днепропетровск
Пресс-конференция Юрия Еханурова в Днепропетровске оказалась тем камнем, круги от которого по политической воде расходятся уже довольно долго.
Жесткий тон заявлений — как письменных, так и устных — руководителя областной избирательной кампании привлек к себе пристальное внимание тем, что их в какой-то мере рассматривали как меморандум группы недовольных в рядах НУ-НС слишком сильной связкой с блоком Юлии Тимошенко. Именно на этом аспекте было сосредоточено внимание обозревателей и политиков. Тем не менее представляется, что это — лишь один из аспектов и, на наш взгляд, не самый важный. Высказывания Юрия Еханурова на пресс-конференции и до нее имели целью заявить, пусть и не в явном виде, о начале новой политической кампании, основой которой будет региональный аспект. Не случайно пресс-конференция состоялась в Днепропетровске. Как сказал сам Юрий Иванович, он хотел все сказать именно здесь, что и было сделано. Заявка на будущее прозвучала.
Без лица
Легенда гласит, что в 1647 г. Богдан Хмельницкий в районе нынешнего Днепропетровска переходил Днепр и чудом остался жив, попав в сильный водоворот. Тогда он оценил выгодное стратегическое положение местности, которая ему очень понравилась.
В регионе формировалась не только партийная, но и технократическая элита, создавалась школа управленцев тогда еще советского образца. В силу определенной специфики ее представители мыслили масштабами не области, а отраслей и всей огромной страны. Отсюда стартовали в большую политику генеральные секретари, члены Политбюро и первые секретари ЦК КПУ, президенты и премьеры. Выходцы из Днепропетровска наполняли сначала московские, а потом и киевские коридоры власти. Естественно, это наложило отпечаток на региональную элиту, которая раньше других осознала свою силу и возможности. Павел Лазаренко с его партией “Громада” хотел превратить этот потенциал в кинетическую энергию движения к власти, но не учел мощного противодействия таких же представителей региона, уже расположившихся в Киеве. Проект провалился, но идея не умерла. Второй раз в эту реку попытались войти уже в Донецке. Но копия оказалась гораздо хуже оригинала, судя по всему, и Партию регионов ожидает та же судьба.
В результате ухода в столицу значительной части лидеров бизнеса и политики, внутренних конфликтов и других сложностей образ украинского Чикаго значительно потускнел. Днепропетровская элита в последние годы оказалась вне сферы большой политики. Прежний ресурс, связанный с партией “Громада”, оказался исчерпанным, хотя бренд остался, что подтверждают региональные выборы в областной, городской и ряд районных советов. Однако строить на этом блестящем прошлом политическое будущее не представляется возможным, и наиболее дальновидные соратники Павла Лазаренко начали искать новое пристанище в рядах других партий. Характерно, что значительная часть бывших партфункционеров “Громады” на досрочных выборах работала на Блок Юлии Тимошенко. И не только из-за общего прошлого, а потому что не могли найти подходящей альтернативы.
Электоральное подчинение Днепропетровска Партии регионов встретило сильное сопротивление, и результаты не замедлили сказаться. Хотя в процентном отношении итоги досрочных выборов и неплохие (48,15% против 44,98% в 2006 г.), но абсолютные показатели совсем не оптимистичны — Партия регионов потеряла почти 23 тыс. голосов. Не так и много на первый взгляд, но, как говорил представитель одного северного народа России, — тенденция, однако.
В целом региональная элита оказалась дезориентированной, она не имеет своего политического лица и не в состоянии отстаивать свое место под солнцем в государстве Украина, что вызывает сильное беспокойство как в ее верхних, так и в средних эшелонах.
Элита меняет кожу
По мнению директора Информационно-аналитического агентства “Придніпров’я” Владислава Романова, днепропетровские элиты находятся в настоящее время в состоянии сложного переходного периода, когда прежние административные команды, сформированные по принципу близости к киевской власти и наполнявшие эту власть кадрами, сходят с политической сцены. Арьергардные бои общественных организаций, апеллирующих к местному патриотизму, не имеют широкой поддержки в обществе и политически бесперспективны.
Связано это в первую очередь с изменением содержания днепропетровского бизнеса. Днепропетровск, в отличие от Львова, Донецка, Одессы, Харькова и Киева, утрачивает свой основной бренд, доставшийся ему от советского прошлого, — центра ракетно-космической промышленности. Государство не в состоянии, да и не слишком заинтересовано в дальнейшем развитии этой важнейшей отрасли экономики, а имеющийся с прошлых времен научно-технический и технологический задел постепенно расходуется, и нет условий для его воспроизводства. Поэтому вектор развития региона все больше смещается в финансово-промышленную сферу. Это обстоятельство в корне меняет соотношение региональных элит. Финансисты и менеджеры замещают тех, кто строил свое состояние на еще советской промышленной инфраструктуре, в первую очередь на тяжелой промышленности, горно-металлургическом комплексе. Крупный днепропетровский капитал все больше ориентируется на операции на фондовом рынке и финансовую сферу. В регионе действует несколько крупных финансово-промышленных групп (ФПГ), нуждающихся в обеспечении политической составляющей их деятельности. При этом они не ограничиваются рамками собственно региона, им необходимо общеукраинское измерение.
С прицелом на будущее
Днепропетровский регион обладает третьим в Украине электоральным потенциалом после Киева и Донецкой области. И уже сам по себе этот факт делает борьбу за него важной в условиях перманентных избирательных кампаний. На последних выборах главный фронт проходил в противостоянии Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко. Последнему удалось добиться определенных успехов, получив приращение в 71 724 голосов за счет избирателей СПУ и частично Партии регионов. НУ-НС в основном повторила прошлый результат с небольшим улучшением в 8190 голосов. Тем не менее именно для “Нашей Украины” Днепропетровск приобретает стратегическое значение. Речь идет о той части партии, которая осознала тупиковость нынешнего курса с его объединениями несоедимых частей из многих осколков и временных общественно-политических формирований. Лицо партии, и так не слишком выразительное, совершенно расплылось и потерялось в предвыборном конгломерате. Юрий Ехануров выражает интересы той части “Нашей Украины”, которая осознает эту опасность и хочет изменить создавшееся положение, даже если для этого придется осуществить ряд не слишком популярных шагов.
По мнению Владислава Романова, “Наша Украина” остро нуждается в ребрендинге. Ее воспринимают как партию традиционалистского толка. Она мало урбанизирована. Ее опора — сельские районы центральной части страны и маленькие города и поселки. Апеллирование к национальным чувствам, ценностям, историческому прошлому не вызывает сочувствия в крупных индустриальных центрах, так как их население не связывает с партией свои перспективы.
В то же время особенностью Днепропетровской области является ее пограничное положение между центром и востоком страны. Это проявляется ментально, и многие конфликты в отношении языка, внешнеполитического курса и ряда гуманитарных вопросов здесь звучат гораздо глуше и не являются основой для острого противостояния, что наблюдается в ряде соседних регионов. Во-вторых, днепропетровская элита оказалась более подвижной и более восприимчивой к новому в силу отмеченных выше обстоятельств, и ее меньше пугает необходимость глубокого реформирования страны практически во всех аспектах жизни даже при определенных потерях на первых этапах изменений. В-третьих, Партия регионов отторгается как политический авангард конкурентов, а Блок Юлии Тимошенко — в силу крайней централизованности и непрозрачности. На последних выборах его успех был связан с протестным голосованием против засилья Партии регионов и отсутствием альтернативы для электората СПУ. Но с ее появлением ситуация изменится кардинально.
Как представляется, эти обстоятельства и стали движущей силой такого интереса Юрия Еханурова и его единомышленников в “Нашей Украине” к Днепропетровской области. Объективно регионы приобретают для политических партий все большее значение. Это связано в первую очередь с приближаю щейся административной реформой, децентрализацией и деконцентрацией власти. В случае ее проведения (а необходимость в ней становится все более острой) политика будет делаться не только в Киеве, а и в регионах, в первую очередь крупных и финансово сильных. Вытеснить Партию регионов из Донецка и Луганска будет довольно сложно, хотя бы из-за структуры местного бизнеса, ориентированного на отсталый в техническом и технологическом отношении горно-металлургический комплекс. А вот в Днепропетр овске, а затем и в тесно связанном с ним Запорожье, у “Нашей Украины” есть все шансы на успех. Субъективным фактором, дополняющим объективные , является то, что Юрий Ехануров в бытность свою губернатором области сумел вписаться в ее управленческую среду. Для человека из Киева это большой успех, ведь чужих в регионе не любят, и не один политик и топ-менеджер сломал себе зубы, пробиваясь в этот закрытый до недавнего времени клуб. Не случайно на пресс-конференции Юрий Иванович назвал себя единственным днепропетровцем в списках “Нашей Украины”.
Есть еще один важный аспект. Кампания по досрочным выборам плавно переходит в президентскую гонку. На данный момент шансы Виктора Ющенко на переизбрание в 2009 г. выглядят, мягко говоря, проблематичными. Его электоральный ресурс практически не изменился, и перспективы его наращивания неясны. Главной причиной такого положения является отсутствие поддержки в крупных индустриальных центрах. Избирателям в них не представлен идеологически выдержанный и тщательно сформулированный в идеологическом смысле проект. Таким может стать либерализм в современном понимании, носителем которого и выступит часть “Нашей Украины”. Только на такой основе возможна консолидация вокруг партии и президента среднего и мелкого бизнеса, не имеющего до сих пор оформившейся политической организации, выражающей его интересы. Днепропетровск может стать площадкой, на которой за оставшееся время будет отработан такой проект и отсюда распространен на всю страну. Опытный политический игрок Юрий Ехануров прекрасно понимает создавшееся положение и всю необходимость начинать кампанию 2009 г. именно в этом городе.
Сражение за Днепропетровск пока еще мало заметно на фоне парламентских баталий, но это не снижает его накала и остроты. Город и регион все больше приобретает черты финансовой столицы, своего рода украинского Франкфурта-на-Майне. Тот, кто возглавит политическую составляющую этого движения, имеет все шансы на успех в борьбе за власть в Украине. Как показывает прошлое, большими шансами на успех. Остается неясным, хватит ли у “Нашей Украины” интеллектуального пороха, чтобы понять важность перемещения центра тяжести в регионы. Если дефицит понимания не будет преодолен, то этот политический проект постигнет судьба “Громады”. |