-

   

   





 
Amwika -       , ,

Любовь ИВАНОВА
ВЕК. Вестник Кривбасса, http://www.krivbass.in.ua


Мягких подушек в шахте нет

      Специальная комиссия по расследованию несчастного случая, произошедшего 2 июня на шахте «Юбилейной» ОАО «Сухая Балка», когда погибло четверо горняков и двое были травмированы, в отведенный двухнедельный срок завершила свою работу и дала пресс-конференцию. Как сообщил председатель комиссии — начальник горнопромышленного территориального управления Госгорпромнадзора Олег ЧЕРЕДНИЧЕНКО, комиссия пришла к выводу, что прямых виновников, которые своими действиями или бездействием могли бы спровоцировать эту трагедию, нет. Он подчеркнул, что соответствующий акт подписан всеми членами комиссии без особого мнения кого-то из них.

      Как было сообщено в ходе пресс-конференции, это первая за последние 10 лет трагедия в Кривбассе, относящаяся к категории групповых случаев, когда погибло 4 человека. И это не единственная причина, по которой трагедию стоит рассматривать как особый случай. Согласно озвученной информации, причины трагедии 3-летней давности на шахте имени Орджоникидзе, когда погибло двое молодых парней, и случая на «Гвардейской» 2001 года, когда двое инженерно-технических работников угорели от газа, были очевидными. То же самое относится к трагедии на шахте Фрунзе 30-летней давности, когда было травмировано 19 человек, из них 7 смертельно.

      — Хоть шахта Фрунзе и «Юбилейная» на сегодняшний день имеют одного собственника, — подчеркнул Чередниченко, — они совсем разные по отработке месторождений и горно-геологическим условиям. Поэтому одинаковый подход к этим двум случаям был бы в корне неверным.

      Председатель комиссии рассказал, что члены научно-экспертной комиссии вместе с техническим руководством шахты и главным инженером рудника спустились в шахту через двое суток после случившегося, когда предполагаемый разрушительный процесс был остановлен. В течение 6-ти часов они обследовали все горные выработки, подходящие к эпицентру разрушения, зафиксировали объем разрушений. В результате из четырех вариантов предполагаемого развития событий комиссия остановилась на одном: вследствие разрушения междукамерного целика произошло обрушение потолочины. А причиной этому послужил усложненный горно-геологический участок выщелоченной зоны, который слабее и неустойчивее, чем сама по себе руда.

      — Этот выщелоченный участок не был оконтурен ни горными выработками, ни разведочными буровыми скважинами, его невозможно было определить, — рассказал Чередниченко. — Все параметры блока соответствовали проекту, разработанному в соответствии с инструкцией НИГРИ. По расчетным данным, устойчивость камер исчислялась до 20 июня, массовый взрыв был намечен на 9-ое, а трагедия произошла 2-го. У ребят был наряд на демонтаж станка, надо было перенести оборудование в другую зону. Один станок они успели перенести и приступили к другому. Вес станка 500 килограмм, его надо было разбирать. Так случилось, что четверо ребят находились как раз в эпицентре обрушения, и воздушной волной их отбросило на 40-50 метров. А в шахте, как вы понимаете, мягких подушек нет... Поэтому горноспасатели констатировали смерть. Ударно-воздушная волна настигла еще двух горняков, травмы которых оказались несмертельными, потому что они находились на определенном расстоянии от эпицентра разрушения.

      Анализируя ситуацию, Олег Чередниченко рассказал, что при расчете параметров устойчивости камер горнорудные предприятия пользуются инструкцией 87-го года, дополненной в 91-ом году, на момент разработки которых добыча велась на глубине 600-800 метров. А на сегодняшний день очистная выемка производится на отметке 1200–1300 метров.

      — Действительно, — сказал он, — этот вопрос надо было поднимать раньше, но все прекрасно помнят, в каком плачевном состоянии в 90-ые была как сама отрасль, так и наука. Поэтому сейчас, по итогам расследования трагедии, НИГРИ вместе совместно е другими институтами поручено доработать действующие инструкции с учетом разработки глубины горных выработок до полутора километров. А до этого все проекты будут проходить экспертно-техническую экспертизу с привлечением работников ведущих институтов.

      — Доработанные инструкции должны учесть не только крепость руды, но и ее устойчивость, трещиноватость, обводненность — это те факторы, которые влияют на устойчивость массива и по мере углубления претерпевают изменения, — сказал заместитель главного инженера АО «Сухая Балка» по проектно-конструкторской и технической работе Александр МОРГУН. — Но, не дожидаясь этого, мы пересмотрели все проекты и сделали все возможное для повышения устойчивости обнажения целиков. А в тех условиях, где имеются выщелоченные руды, будет разработан специальный паспорт и в принципе изменена технология. У нас этих компенсационных камер было две на все шахтное поле, а массив в силу горного давления все время находится под напряжением, и в какой-то момент оно сконцентрировалось и дало толчок. Но если бы не участок выщелоченной руды, вполне вероятно, ничего такого не произошло бы. Ведь в соседней камере потолочина не обвалилась. По расчету все должно было бы стоять, но никто не знал, что там внутри спрятано.

      В качестве заключения можно было бы привести цитату Олега Чередниченко о том, что горное дело — это искусство, и не всегда можно предусмотреть, что природа заложила в свои недра. Если бы не взгляд, высказанный одним из членов комиссии за рамками пресс-конференции и с примечанием «не для прессы».

      — Да, существуют технологии, при которых риск для человека исключается практически полностью, — сказал он. — Но эти технологии требуют вложения очень больших средств, к чему собственник сегодня просто не готов. Да и добыча тогда будет вестись чайными ложками, что неминуемо повлечет удорожание конечной продукции. Подорожает даже чайная ложка и шампур, с которым вы ходите на природу. Но люди, которые спускаются в шахту, должны осознавать, что неспроста их профессия включена в первый список...

      Таким образом, трагедия и результаты ее расследования стали еще одним подтверждением того, что все инструкции по-прежнему пишутся кровью.




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31