Что несет Кривбассу новая “Эра”?
В разные годы разные эксперты предрекали Кривому Рогу судьбу Чернобыля. При этом детонаторами вероятной катастрофы вселенского масштаба назывались, как правило, меткомбинат “Криворожсталь” (ныне — “Mittal Steel Кривой Рог”) и горнодобывающие предприятия.
То на горно-металлургический комбинат завезут порцию радиоактивного металлолома, то на этом же предприятии неудачно демонтируют основание доменной печи №9, то взрывают горняки “неправильно”… В общем, было бы желание, а поводов “попиариться” в городе руды и металла заввсегда хватает — масштабных промышленных объектов хоть отбавляй.
Последним таким поводом стало сообщение о том, что городу с 700-тысячным населением грозит диоксиновая чума вследствие применения на Южном горно-обогатительном комбинате (ЮГОК) новой взрывчатки “Эра”, которую изготавливает Научно-производственное объединение “Павлоградский химический завод” на основе твердого ракетного топлива (ТРТ).
Ad ovo
История вопроса уходит корнями в девяностые годы прошлого столетия. Именно тогда, в рамках разоружения Украины Павлоградский химзавод занялся утилизацией топливных частей межконтинентальных баллистических ракет РС-22 (по классификации НАТО — SS-24 “Скальпель”), стоявших на боевом дежурстве в Украине или находившихся в производстве. На первоначальном этапе предполагалось, что финансированием проекта займутся Соединенные Штаты, которые даже перечислили украинскому правительству часть необходимых для этого средств. Однако вскоре консенсус между сторонами был утрачен, причиной чему послужили разногласия о способах утилизации твердого ракетного топлива (ТРТ) — химического соединения, которое обеспечивает доставку боевых частей к цели.
Американцы, основываясь на собственном опыте подобных работ, предполагали утилизацию путем сжигания. Но в Украине отсутствуют территории, пригодные для столь небезопасного в экологическом плане процесса, ведь в США топливо жгли в пустынях. Поэтому Павлоградский химзавод предложил извлекать ТРТ гидромеханическим методом, дабы затем использовать его при производстве эмульсионной взрывчатки, которая будет востребована горной промышленностью. ТРТ разрушается при помощи мощных струй воды, которые вымывают из него отрезки резиновых трубок, содержащих в себе диоксин — печально известный после отравления Президента Украины токсин. Почему американцам этот в принципе безопасный метод не понравился, сказать трудно. Однако можно предположить, что здесь замешаны интересы компаний, производящих специально оборудованные печи для сжигания ТРТ.
“Детонация, — рассказывает эксперт по взрывным работам, кандидат технических наук Геннадий Шиповский, — почти всегда более оптимальна, чем горение. В первую очередь, это связано с тем, что высокоскоростные процессы дают меньше газов и вредных веществ, чем низкоскоростные.
В общем, под программу гидроразмыва завод получил бюджетное финансирование, а руководство предприятия заявило о намерении переработать 5 тысяч тонн твердого ракетного топлива. По примерным подсчетам, это позволит заводу произвести около 30 тысяч тонн эмульсионной взрывчатки.
Сенсация века
Дальше началось самое интересное. Узнав, что эмульсионная взрывчатка “Эра”, разработанная на Павлоградском химзаводе с использованием элементов ТРТ и, к слову, одобренная Национальным космическим агентством Украины, будет испытываться на ЮГОКе, а потом, возможно, найдет применение и на других горно-обогатительных предприятиях Криворожского бассейна, в “набат” забил депутат Криворожского городского совета от Блока Юлии Тимошенко Владимир Гончар, который по совместительству является главным редактором криворожской газеты “Вестник Кривбасса”.
Сперва он потребовал дать оценку происходящему у чиновников управления экологии исполкома Криворожского горсовета. Ответом ему стало письмо генерального директора Павлоградского химзавода Леонида Шимана. В письме отрицалось использование во взрывчатке “Эра” твердого ракетного топлива, но в тоже время, указывалось, что в ее состав входит так называемая “резиновая крошка”, которая имеет третий класс токсичности и является продуктом переработки ТРТ.
Однако депутата это не удовлетворило, и вскоре он обзавелся письмом председателя Пермского отделения Союза “За химическую безопасность” (Российская Федерация), бывшего химика-технолога Лидии Поповой. В документе, в частности, говорилось, что “как бы ни дробить ракетное топливо и с чем бы его не смешивать, это ничего не меняет: его химическая опасность остается”. Видимо, госпоже Поповой активность Гончара пришлась по душе, поскольку она обратилась с письмом к независимому эксперту по вопросам ликвидации твердого ракетного топлива, доктору химических наук Льву Федорову. Вот что в результате этого процитировал Владимир Гончар на заседании Криворожского горсовета: “На Украине идет страшный обман людей, которым внушают, что продукты сжигания твердого ракетного топлива не опасны, всеми силами пытаясь скорее избавиться от этих пяти тысяч тонн извлеченного ракетного топлива в Павлограде. Власти Украины готовы уничтожить вместе с ракетами свой народ. Считаю, то, что втихомолку творят власти Украины — это сенсация века. Никто не спорит, что твердое ракетное топливо, пока оно не горит и не взрывается — не опасно химически. Но как только оно горит — продукты сгорания очень опасны. Почему-то в письмах высокого руководства Гончару ничего не написано о перхлорате аммония, как основном составляющем твердого ракетного топлива, о диоксинах и множество других неувязок”.
Перхлорат аммония — это окислитель в ракетном топливе, который в сочетании с алюминием образует мощное взрывчатое вещество. По словам Гончара, именно в результате выброса этого окислителя десятки детей в окрестностях города Первомайска были поражены неизвестной болезнью.
В качестве окончательного аргумента против внедрения на криворожских ГОКах взрывчатки “Эра” был приведен следующий факт. В России было проведено обследование территории Владимирской области для оценки уровня загрязнения диоксинами. Для экспертизы был выбран городок, под названием Старый Двор. Избран он был потому, что рядом с ним осуществлялись подрывы пусковых ракетных шахт. В Старом Дворе были взяты пробы козьего молока. Выяснилось, что концентрация диоксинов в молоке фантастическая, она в сорок раз превышает предельно допустимую.
Общественная мысль
Недавно “общественность” Павлограда обсуждала вопрос утилизации 5 тыс. тонн твердого ракетного топлива, которое хранится в городе уже девять лет. Слово директору Павлоградского химзавода не дали, зато у микрофона отличились лидеры местных экологических и общественных организаций.
Говорили противоречивые вещи. В частности, председатель экологического общества им. Варняка Вера Трембач, взбудоражила присутствующих тем, что якобы без проведения общественных слушаний и согласия жителей Павлограда руководство НПО “Павлоградский химический завод” приняло решение сжигать на своем предприятии устаревшие боеприпасы, свозимые со всей Украины, там же будет строиться завод по переработке нефтепродуктов.
Профессор физико-технического факультета Днепропетровского национального университета Сергей Фомин заверил присутствующих, что хранение ТРТ никакой угрозы населению не представляет. А вот утилизация ТРТ технически небезопасна, потому что есть ничтожная вероятность того, что во время технологических процессов, при перекантовке, в случае удара молнии может произойти взрыв или детонация одной из ступеней ракеты.
Выступал и Владимир Гончар, а также другие менее известные представители “общественности”. Предлагалось, например, немедленно вывозить ТРТ из Павлограда и уничтожать в удаленном от населения месте, потому что с каждым годом хранения возрастает вероятность его взрыва.
Руководство химзавода бойко доказывало безосновательность всех прозвучавших высказываний, апеллируя к тому, что на заводе идет безопасная и планомерная подготовка к полномасштабной утилизации ТРТ.
Закончилось это мероприятие ничем, разве что директор химзавода Леонид Шиман заявил, что проведенные общественные слушания, судя по тому, что их инициатором выступили активисты БЮТ, — не что иное, как политическая акция. Мол, с таким же успехом общественные слушания о проблемах утилизации ТРТ можно было проводить на городском рынке.
Ученая позиция
В попытке отделить “котлеты от мух” в этом неоднозначном вопросе автор решил обратиться к тем, к кому изначально стоило обращаться начинающим политикам-журналистам и матерым зубрам экологии — к экспертам в области создания взрывчатых веществ и проведения взрывных работ. Они-то хоть знают, что представляет собой эмульсионная взрыватка.
Ведь, если говорить объективно, аргументы противников утилизации ТРТ путем переработки его элементов в эмульсионную взрывчатку “Эра” носят гипотетический и эмоциональный характер. Да и экология — это такая условная сфера знаний, где политики, корпоративных интересов и пустых домыслов куда больше, чем объективной верифицируемой информации и здравого смысла.
К счастью, ехать в Россию не пришлось. В Кривом Роге, где взрывные работы идут более полувека, грамотных специалистов-взрывников хватает. Итак, слово экспертам.
“Я хотел бы начать с того, — говорит эксперт по взрывным работам, кандидат технических наук Геннадий Шиповский, — что безопасная взрывчатка — это миф. Любое взрывчатое вещество содержит вредные для организма человека элементы. Так, например, применение аммиачной селитры, без которой не обходится практически ни одна современная взрывчатка, образует при детонации окислы азота. А злополучные диоксины выделяются даже при работе двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Но мы же не отказываемся от автотранспорта или горной промышленности! Поэтому главный вопрос в том, насколько велик вред. Говорить о вредности взрывчатки “Эра” или какой-либо иной без проведения научных исследований некорректно. Причем речь идет об испытаниях не в карьере или где-либо еще, а на закрытом специально оборудованном полигоне, где влияние внешних факторов — метеорологических, геологических и прочих — сведено к нулю. А таких исследований, насколько мне известно, проведено не было. На мой взгляд, самое опасное во взрывчатке, полученной путем утилизации ТРТ, это резиновая крошка, которая все же остается после вымывания из топлива резиновых трубок. Но, не зная количества этого вещества во взрывчатке, говорить о ее особой экологической угрозе затруднительно. Вообще же данный тип взрывчатых веществ, полученных после утилизации ТРТ, перспективен из-за его дешевизны. Сенсибилизатор-то дармовой”.
“Насколько мне известно, — рассказывает заведующий лабораторией взрывных работ государственного научно-исследовательского горнорудного института, кандидат технических наук Гарольд Воротыляк, — взрывчатка “Эра”, которую выпускает Павлоградский химзавод, имеет несколько модификаций: “Эра” — А, “Эра” — АL, “Эра” — АМ. А по типу она относится к эмульсионным, то есть, похожа на широко известную взрывчатку “Украинит”, которая считается одной из самых безопасных в СНГ. В отличие от других современных взрывчатых веществ, например, “пауэргеля”, “Эры” требуют промежуточного детонатора. Так, если “пауэргель” подрывается тротиловыми шашками, то “Эра” — патронированными зарядами “ЗАРС”. Причем вместо тротила используются утилизированный порох, что решает еще одну конверсионную проблему”.
Полевые исследования
В Украине предварительные испытания взрывчатки “Эра” проводило ЧП “Акватол”, о чем представители предприятия сообщили на научно-технической конференции “Взрывное дело в Украине. Современное состояние, проблемы, перспективы развития ”Межведомственной Ассоциации “Укррудпром”, которая состоялась 9-10 ноября 2006 года. На тот момент было проведено 12 массовых взрывов на карьерах Полтавской, Николаевской и Кировоградской областей с применением эмульсионного взрывчатого вещества марки “Эра”. В результате предварительных испытаний было использовано почти 86 тонн ЭВВ марки “Эра” — AL , “Эра” — АМ, “Эра” — А.
Вот что сообщил в своем докладе представитель “Акватола” В.Сокуренко: “При проведении предварительных испытаний ЭВВ марки “Эра” были произведены замеры газов, выделяемых при процессе газогенерации в заряжаемых скважинах. Замеры производились в устье скважин в момент зарядки и по истечении 10 минут, то есть в момент процесса газогенерации.
Результаты замеров показали, что по концентрации выделяемые газы соответствуют предельно допустимым нормам.
Результаты взрывов подтверждают целесообразность применения эмульсионных взрывчатых веществ марки “Эра”: качество дробления горных пород улучшилось, снизился процент выхода негабарита, практически отсутствует разлет отдельных кусков взорванной горной массы, нормально прорабатывается подошва уступа, визуально наблюдается уменьшение выбросов пыли и газа в воздух при производстве массовых взрывов.
Основными преимуществами применения ЭВВ марки “Эра” ГП “НПО “Павлоградский химический завод” являются:
- Кислородный баланс ЭВВ-“Эра” положительный или близкий к нулевому.
- Тротиловый эквивалент ЭВВ-“Эра” по теплоте взрыва равен 0,8.
- Удельный расход ЭВВ-“Эра” на 1 куб. м взорванной горной массы в карьерах, обслуживаемых ЧП “Акватол”, с учетом конструкции зарядов, колеблется от 0,63 до 0,83 кг на куб. м.
- Применение ЭВВ-“Эра” совместно с неэлектрической системой инициирования значительно уменьшает выброс пыли и вредных газов в атмосферу.
- Возможность изготовления нескольких видов ЭВВ-“Эра” на смесительно-зарядных машинах UMS -11 и SMS K-8-7 на месте производства взрывных работ.
- Безопасность транспортирования компонентов ЭВВ-“Эра” к местам проведения взрывных работ.
Кроме того, в ходе испытаний выяснилось, что количество вредных веществ, попадающих в атмосферу, напрямую зависит от количества сенсибилизатора, в данном случае продукта утилизации ТРТ. Если доля сенсибилизатора составляет менее 10%, взрывчатка “Эра” ничуть не опаснее прочих, применяемых в горнодобывающей промышленности Украины.
Who is Mr. Nosov?
В ходе расследования автор получила весьма интересную информацию, которая окончательно поставила все на свои места. В частности, стало известно, что на протяжении последних лет газета “Вестник Кривбасса” напрямую финансируется неким Владимиром Носовым, который является заказчиком и куратором всех публикаций в этом издании, касающихся взрывного дела.
А Владимир Носов занимает пост — ни много, ни мало — председателя наблюдательного совета предприятия “Интервзрывпром”.
В свою очередь, “Интервзрывпром”, детище американкой фирмы A.P. Energy Corporation и турецкого производителя компании “Орика”, лоббирует продвижение в Украине взрывчатки “пауэргель”, к слову, далеко небезопасной, поскольку состоит она из аммиачной селитры, нитрита натрия и роданита натрия (при взрыве последний образует цианистый натрий и сульфит натрия, а воде окисляется до синильной кислоты).
Похоже, вопрос о том, почему американцы были против утилизации ТРТ в НПО “Павлоградский химзавод” путем преобразования его во взрывчатку, сняты.
Кроме того, с прошлого года “Интервзрывпром” активно пытается получить выгодный контракт с ОАО “Mittal Steel Кривой Рог” на поставку “пауэргеля” в карьеры горно-обогатительного комплекса предприятия. Стоит ли говорить, что появление в Кривом Роге более дешевой, но не менее безопасной и мощной взрывчатки, каковой и является “Эра”, может полностью спутать планы криворожских взрывников “с иностранными инвестициями”? Ведь менеджеры Mittal Steel умеют считать деньги... |