-

   

   





 
Amwika -       , ,

Ольга Захарченко
Металлург, http://www.kdgmk.com.ua


Магистр индийского танца родом из Кривого Рога


Notice: Undefined variable: data in /home/krog/public_html/news/view.php on line 55
      Не так давно на заснеженных криворожских улицах появились неброские рекламные плакатики: «В ДК имени Артема – концерт индийского танца». Конечно, стоило чуть более внимательно вчитаться в текст под изображением самой танцовщицы в классическом национальном облачении, чтобы понять: у нее – вполне славянские имя и фамилия. И, безусловно, обязательно стоило побывать на этом уникальном концерте. А ведь на более чем два часа буквально заворожила зрителей своим искусством совсем не уроженка Индии – наша землячка Марина Курнилович, которая, к слову, познакомилась на этом концерте с представителями индийского руководства ОАО «Мiттал Стiл Кривий Рiг». Они тоже в тот морозный субботний вечер приехали на концерт и после завершения программы выразили свое восхищение профессиональным мастерством исполнительницы, сумевшей овладеть всеми секретами и тайнами древнего великолепного искусства индийского классического танца.

      Сокровище, найденное в «Ленинке»

      К слову, знакомство с самой бывшей «Криворожсталью» произошло у М. Курнилович значительно раньше, в годы студенчества и активного овладения английской языковой практикой. Но для начала – несколько более «ранних» фактов из ее биографии. Марина родилась в Кривом Роге, училась в СШ N75, а закончила 79-ю школу. Ее мама - экономист, папа - гидролог, и, между прочим, родились у Веры Николаевны и Олега Борисовича сразу две дочки: близнецы Марина и Валя.

      - Мы много уделяли внимания их развитию, эстетическому воспитанию, - вспоминает Вера Николаевна. – Куда только девочки ни ходили заниматься: и рисованием, и балетом, и танцами. Однако на все, что им было интересно, просто не хватало времени, и мы решили остановиться на чем-то одном, главном. И этим оказалось изучение иностранных языков, к чему у дочерей обнаружилась явная склонность. Обе успешно поступили в Днепропетровский госуниверситет, где учились на «отлично» по специальности «Английский язык и литература». Марина к тому времени все больше увлекалась индийскими танцами. А пришло это увлечение, как она и рассказывала на концерте, после первого ее знакомства с индийским кино. Оно ведь у нас достаточно популярно, и каждый фильм полон прекрасной музыкой, магией исполняемых танцев. Марина уже с юности буквально фанатически ими увлеклась, и настоящим подарком судьбы для нее оказалась поездка в Москву во время работы над дипломным университетским проектом.

      То, что рассказала дальше мама криворожской индийской танцовщицы, действительно похоже на прелюдию к настоящему чуду. Марина и Валентина Курнилович вместе с еще одной сокурсницей отправились в столицу тогда еще СССР работать над лингвистическими источниками в знаменитой библиотеке – «Ленинке». И вот в ее богатейших фондах Марине попалась книга об искусстве классического индийского танца – одного из сохранившихся, бережно пронесенного через века хореографического произведения. На страницах этого бесценного фолианта каждый миг движения, взгляда в танце был расписан и изображен. Марина, переписывая для себя каждую страничку, забыла обо всем, даже о том, что нужно отдыхать, есть, спать. Но из Москвы она возвращалась с добытым сокровищем! Впрочем, дипломы сестры Курнилович тоже защитили на «отлично». И еще в период студенческой практики, а также позже, работая в Кривом Роге не только преподавателем английского языка, но и переводчиком, Марина познакомилась с комбинатом «Криворожсталь». Она приглашалась переводчиком во время приездов на комбинат групп индийских специалистов.

      А еще после окончания университета и возвращения в родной город Марина осуществила свою мечту – создала студию индийского танца «Лакшми», с которой принимала активное участие в районных, городских, областных и республиканских фестивалях, конкурсах и концертах. Работала она так много и увлеченно, что в благодарность случилась еще одна настоящая удача, может быть, даже чудо. В 1997 году Марина вместе со своей студией заняла первое место на III Всеукраинском фестивале индийского танца «Ритмы радости» в Киеве. На концертах фестиваля присутствовал посол Индии в Украине господин Сони, который не просто оценил творчество танцовщицы – он понял, что столь уникальный для южной славянской страны дар необходимо развивать. Посольство предложило М. Курнилович подать заявление на соискание стипендии Индийского консульства по культурным отношениям (ICCR), г. Дели.

      Защита «арангетрама»

      - В том же году господин Сони посетил с визитом Кривой Рог, - вспоминает Вера Николаевна Курнилович, - и переводчиком, сопровождающим его по всем объектам города, включая и цеха «Криворожстали», снова была Марина. Посол, конечно, ее узнал и подтвердил свое намерение содействовать обучению в Индии. Прошло совсем немного времени, решение о выделении стипендии действительно было принято, и 7 лет Марина обучалась в Институте Ганеша Натьялая. Она была в составе интернациональной группы – рядом постигали это сложное искусство японка, англичанка, девушка из Болгарии и представительница Шри-Ланки. Для осуществления самой заветной цели Марины, к которой она так стремилась, наша семья – обычная, живущая на свои трудовые доходы, не пожалела бы ничего. Так и было – с нашей стороны и благодаря труду самой Марины, которая не только училась, но и работала: переводчиком, учителем танцев у индийских детей. А еще она за проведенные в Индии годы по-настоящему узнала эту страну, побывала в таких ее уголках, которые не только не найдешь в обычных проспектах для туристов, но и вообще в диковинных, заповедных местах.

      Хочется надеяться, что этими своими впечатлениями М. Курнилович еще поделится с читателями «Металлурга». А во время нашего недавнего первого знакомства с ней короткий разговор касался, в основном, ее необычного увлечения. Марина рассказала о том, что гуру - преподавателем в Институте танца - у нее была признанный в Индии специалист – Падмашри Сароджа Вайдьянатхан. Через три года обучения под ее руководством Марина защитила арангетрам (дипломный концерт-соло), включающий 9 основных танцев индийского классического стиля Бхаратанатьям. А еще прилежная ученица из далекого украинского Кривого Рога принимала участие в многочисленных выступлениях студентов Института не только в Дели, но и по всей Индии.

      - Март 2002 года, - рассказывает М. Курнилович, - ознаменовался для меня сольным концертом, посвященным 10-летию установления дипломатических отношений между Украиной и Индией. Его спонсорами стали посольство нашей страны в Индии и индийская компания «Монет Интернешнл». А в 2004 году я закончила углубленный курс обучения и получила степень магистра искусств по специальности «Индийский классический стиль Бхаратанатьям».

      Экзотика нездешних географических названий, танцевальных терминов… Она по-прежнему чарует, но уже становится гораздо понятней и ближе после концерта М.Курнилович, который посчастливилось увидеть криворожанам. К слову, теперь ее выступления – подлинный профессиональный эксклюзив, поэтому танцовщица деликатно обращается к зрительской аудитории с обязательной просьбой прекратить любую видеозапись. А вот миссию вашего личного зрительского знакомства с древним искусством индийского танца магистр Курнилович выполняет очень ответственно и всеобъемлюще. Так, что у вас, как и у самой Марины много лет назад, открывается серьезный интерес к индийской культуре. В своем концерте на криворожской сцене она исполнила семь танцев, и каждому предшествовал интересный рассказ, легко переходящий с украинского, русского на английский язык – о сути, философии того, что предстояло увидеть.

      - У меня нередко уточняют, - говорит Марина, - индийский танец – это танец живота? Очень далекое от истины заблуждение, объяснить которое можно только тем, что в индийском танце есть, конечно, красивые движения бедер, впрочем, как и всего тела исполнительницы. Древний индийский танец, элементы которого достаточно бережно сохраняются и в современной хореографической культуре страны (не зря так привлекательны танцы в индийских фильмах), - это язык сердца, души, он всегда посвящен символике любви или разговору двух влюбленных. Каждый жест, взгляд, поворот головы, мимика имеют свое значение, несут отдельный символ. А собранные в целостное танцевальное произведение, они – будто музыкальный фрагмент, рассказывающий эпизод из жизни. О том, например, как герой и героиня встречаются на берегу реки, где восходит солнце и расцветают прекрасные цветы… Все это повествуется языком музыки и прекрасных гармоничных движений.

      Сари для композиции… «Нiч яка мiсячна»

      Без такого сопереживания невозможен настоящий индийский танец. Не случайно, в чем убедилась Марина, этому искусству сложно учить детей – их души еще закрыты для многих переживаний, чувств, они еще не вступили на путь осмысления собственного «я». А классический индийский танец – не только отточенная пластическая красота, но и целая философия. Говорят, что стиль танца, в совершенстве освоенный Мариной, назван в честь древнего индийского мудреца, который этот танец и придумал.

      - Но все больше исследователей, - замечает М. Курнилович, - сходятся во мнении, что стиль Бхаратанатьям – это триединое сочетание: мелодия – экспрессия – ритм, где каждое движение имеет свое предназначение. С их помощью можно выразить самые утонченные чувства, все очарование женщины, всю глубину любви.

      Среди семи танцев, исполненных Мариной в Кривом Роге, - «Алариппу – цветок олеандра», композиции о богине Парвати. И еще один, буквально поразивший знатоков и просто зрителей на состоявшемся в апреле прошлого года первом Международном фестивале индийского танца (г. Киев). Сюда Марина Курнилович была приглашена в почетной роли члена профессионального жюри, а еще от нее, безусловно, очень ждали собственного выступления. Конечно, Марина от души подарила свои танцы зрителям, в том числе созданную ею индийскую хореографическую композицию… в сопровождении украинской песни «Нiч яка мiсячна» (фонограмма, записанная известным российским певцом Александром Малининым). Успех колоссальный – причем одинаково очарованы остаются и украинские, и индийские зрители. А посетившая этот фестиваль гуру из делийского Института танца госпожа Сароджи могла убедиться в том, что ее уникальная ученица не только верно служит избранному искусству, но и творчески развивает его.

      Со столь необычной собеседницей мы успели поговорить еще о множестве более «прикладных» и бытовых вещей: об индийской кухне и секретах национальной женской одежды (сари), о разноцветной символике «тики» или «бинди» - точек на лбу индийских женщин и достаточной округлости форм национальных исполнительниц, которые могут не задумываться об изнурительных диетах. О том, что профессиональные танцовщицы в этой стране бывают очень «возрастными», причем их искусство с годами и творческим опытом все более ценится. Еще о том, конечно, что зарабатывать в нашей стране подобного рода исполнительской деятельностью не получается: дорогими, недоступными для обыкновенного зрителя билеты Марина не делает. Аренда залов стоит очень много, костюмы, украшения (ведь даже на ногах танцовщицы звенят каждый в свой «голос» несколько рядов специальных колокольчиков) тоже требуют немалых затрат. И для сольных концертов, с которыми выступает М. Курнилович, имея повсеместный заслуженный успех, всегда нужна спонсорская поддержка. А работает в Киеве магистр индийского классического танца, первая украинка, защитившая диплом по всем канонам древнего танцевального искусства, по своей первой профессии. Она преподает в вузе, занята переводческой деятельностью – причем не только с английского, но и с хинди.




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31