Ада Роговцева: "Чем меньше расстояние между актером и человеком, тем он выше - актер"
В прошлое воскресенье в Кривом Роге состоялось театральное событие. Ада Роговцева, народная артистка СССР, народная артистка Украины, известная миллионам зрителей по фильмам «Вечный зов», «Салют, Мария!», «Укрощение огня» и многим-многим другим, объездившая почти весь мир, привезла в наш город спектакль Игоря Афанасьева, поставленный по пьесе Леонида Зорина «Варшавская мелодия-2».
Кривой Рог стал 16-м городом, который Ада Николаевна посетила в рамках гастрольного тура по Украине. Перед спектаклем в городском театре драмы и музыкальной комедии имени Тараса Шевченко народная артистка СССР Ада Роговцева, народный артист Украины Евгений Паперный и дочь Ады Николаевны - артистка театра Р. Виктюка Екатерина Степанкова встретились с криворожскими журналистами.
Давайте для начала расправимся с дежурно-светскими вопросами, которые почти обязательно задаются великой актрисе во время разных пресс-конференций и которые, чего греха таить, всегда интересны публике. Их можно обобщить фразой самой Ады Николаевны: «Как-то в одном из городов один из присутствующих журналистов сел рядом со мной и сказал: «Ну, что ж… для своего возраста вы достаточно красивая женщина». После этого Роговцева добавила: «Что тут скажешь?..» Разве то, что изящная, выглядящая вне возрастных «рамок» актриса, не увлекается «кровавыми» диетами, не изнуряет себя «голодными» днями. Считает – наоборот, диеты очень вредны. Когда она много работала, всегда была в форме: плюс –минус два килограмма. А когда, по словам Ады Николаевны, приходит старость, она не считается ни с диетами, ни с желаниями. Однако для самой актрисы, судя по всему, этот возрастной порог еще не наступил. Как всегда, она сейчас очень занята – и жить так привыкла.
- Ада Николаевна, правда, что вы не очень любите рассказывать о собственном детстве?
- Война началась, когда мне было четыре года. Потом – четыре года оккупации, затем – послевоенный голод. Я не столько горевала о себе, сколько переживала за своих близких. Они задыхались в безденежьи, голоде и холоде. Прошло больше 30-ти лет, как умерла мама, а мне до сих пор снится, что ей нечего надеть… Подобное коснулось и меня самой, когда не во что было нарядиться во время учебы в театральном институте. А это же все – страшные комплексы. Потом, когда становишься взрослым, кажется, что это пустяк. Нет, человек всегда должен чувствовать гармонию. Вообще по жизни мне необходимо быть чем-то занятой. Так было всегда: раньше – маленькие дети, парализованная мама. Много забот и сейчас. Вот и перед тем, как приехать в Кривой Рог, я из Москвы заехала к больному брату: договорилась, чтобы за ним ухаживали, покупали продукты и т.д. У меня всегда есть колоссальный круг обязанностей, который исключает праздное времяпрепровождение. Я как-то приучила себя к этому.
- Сейчас вы гастролируете вместе со своей дочерью, поэтому тем более хочется у вас узнать и о судьбе ваших собственных детей, и о том, что вы думаете о сегодняшнем молодом актерском поколении?
- Я написала книгу, посвященную Костю Петровичу Степанкову. Мы расписались в 1959 году. Золотая свадьба была бы в 2008-м, но, к сожалению, муж умер. Он очень долго и тяжело болел. В своей книге я описала последние два месяца его жизни. Кость Петрович ушел от нас и забрал с собой половину моего сердца. Мне было очень тяжело. Если бы не дети, не эта книга, не знаю, как бы жила дальше. Со мной живет Алеша – сын дочери Кати, ходит в школу. Дочь не только работает в театре Романа Виктюка в Москве, но и учится на высших режиссерских курсах у Тодоровского. Она очень глубокий, цельный, образованный человек. Могла бы быть хорошим театроведом, журналистом. У нее отличный вкус, я ей очень доверяю. Она писала книгу об отце вместе со мной, была моим редактором. А у сына, Кости, есть дочка Даша. Они живут в Киеве, но отдельно от нас. Отношения с детьми у нас очень нежные. Мы тысячу раз на день говорим, как любим друг друга. С большой любовью я отношусь и к молодым актерам – они замечательные. Единственное, что хотелось бы видеть в молодежи всегда – не маскировку, а открытое проявление внутренней культуры. Встретить мягкого, теплого, образованного человека удается не всегда. А между человеком и актером – разница небольшая. И чем меньше это расстояние, тем он выше - актер…
- Есть роль, которую вам не удалось сыграть?
- После окончания театрального нам примерно по 22 года, а Джульетте было 14. Для Джульетты мы все старые. И так все время догоняем. Вопрос старости в актерской профессии всегда актуален. В 35 лет лицо для каких-то ролей, как правило, уже подтягивают. Но кто-то как-то сказал: «Подтяжку сделать можно, а маразм куда деть?» Что касается моей сегодняшней актерской занятости, то для своего возраста я очень востребована. Вчера в Москве услышала, как Надя Михалкова сказала, что возраст актера очень короткий и ей уже предлагают сыграть маму взрослого сына. Я подумала, а мне кого тогда играть нужно? Актрисы, которым уже под семьдесят, не могут рассчитывать на большие серьезные роли. Кое-что другое приходит с возрастом. Я никогда не думала, что буду писать стихи, что напишу книгу о муже «Мой Костя». Недавно мне посчастливилось сняться в нескольких фильмах – в Питере, Москве - с такими актерами, как Донатас Банионис, Люся Гурченко. Играла еще в одной антрепризе – «Кто боится Вирджинии Вульф?». Это была большая, серьезная работа.
- А как же ваш родной театр, киевский, имени Леси Украинки?
- Я ушла из него уже, по-моему, восемь лет назад. Ушла по своей воле, но не по своей вине. Так получилось. Конечно, это грустно и горько, но Господь наградил меня такой способностью – не умирать, когда что-то теряешь. |