-

   

   





 
Amwika -       , ,

Игорь ЛУЦЕНКО
Власть денег


Конкурс для юристов

      Продать КГОКОР до парламентских выборов — задача сверхсложная. А после выборов возможно изменение условий конкурса, из-за чего предприятие может не достаться Mittal Steel.

      Решение о приватизации Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОРа) появилось на волне воодушевления от успешной продажи “Криворожстали”. Тем не менее, продажа КГОКОРа может стать полной противоположностью эффектной продаже завода. Юридическая казуистика способна отсрочить приход частного собственника на годы, а в денежном плане государству стоит рассчитывать уже не на миллиарды, а максимум на сотни миллионов долларов. Если же комбинат не успеют продать на аукционе до парламентских выборов, то процедуру выбора покупателя могут поменять — с аукционной на конкурс под “самые лучшие” инвестобязательства.

      Продажа стройки

      Для того чтобы успешно продать комбинат, украинским чиновникам понадобится так называемая “дорожная карта”, без которой дойти до конечной цели по правовым и экономическим лабиринтам практически невозможно.

      КГОКОР — это незавершенное строительство, в котором Украине принадлежит определенная часть. Процедура продажи активов такого типа, как доля в недостроенном объекте, не прописана в украинском законодательстве. Поэтому любой здравомыслящий инвестор будет всерьез рассматривать возможность приобретения КГОКОРа только тогда, когда будет знать, что его покупка будет легитимна.

      Сейчас же продажа объекта незавершенного строительства осуществляется на основании двух базовых законов: о малой приватизации и специального закона об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства. При этом, в отличие от большой, малая приватизация уже рассматривает наибольшую цену как ключевой критерий определения победителя приватизационного конкурса. То есть нельзя исключать, что в данных условиях столь желанное для власти шоу под названием “Аукцион” отменяется.

      Победителем считается тот участник, который предложил “наилучшие условия дальнейшей эксплуатации”, и лишь при одинаковых предложениях счастливчиком будет тот, кто предложит наибольшую цену за объект.

      В практической плоскости столь спорный вопрос, что предпочесть — деньги либо наилучшие условия дальнейшей эксплуатации, — может стать потенциальным тормозом для быстрой продажи КГОКОРа до парламентских выборов. Например, тот же социалистически настроенный ФГИ устами Дмитрия Парфененко уже заявил, что второй подход имеет больше шансов на существование, “потому что это рабочие места, это экология и другие вопросы”.

      Объект с нечеткими границами

      Права собственности на КГОКОР еще окончательно не распределены между участниками строительства. Так, в СМИ можно часто встретить фразу о том, что доля Украины в этом международном проекте составляет 56,4%, доля Румынии — 28% и Словакии — 15,6%. На самом деле это лишь цифры бизнес-плана, которые определяют, сколько тот или иной участник проекта должен был вложить в строительство. Каждая из сторон внесла разные вклады в строительство комбината (см. таблицу), и, по логике вещей, может претендовать на доли, им соответствующие. Поэтому перед тем, как продавать объект, необходимо определить, сколько какой стране принадлежит в этом предприятии. Аудит такого предприятия — дело нескорое: договор о строительстве КГОКОРа был подписан в далеком 1983-м, процесс шел десятилетиями, цены на материалы менялись много раз, равно как и состояние основных фондов.

      В этих условиях весьма вероятно, что партнеры по-разному будут смотреть на нынешнюю стоимость сделанных за свой счет работ. Например, сейчас румынская сторона оценивает свой вклад в 750-800 млн. долларов в денежном выражении, в то время как украинская сторона не согласна с такой оценкой — ее расчеты размера румынской доли более чем на 200 млн. долларов “скромнее”.

      Ясно, что на уровне государственной дипломатии процесс согласования может затянуться на годы, учитывая не самые дружественные отношения Украины и Румынии. Поэтому среди правительства доминирует желание идти самым простым путем — определить победителя на аукционе, а потом предоставить ему возможность быстро договориться со словаками и румынами об уступке их долей. Безусловно, в таком случае у Mittal Steel будет мало конкурентов, так как эта компания и деньги сможет заплатить немалые, и связи с восточноевропейскими правительствами имеет налаженные благодаря наличию активов в той же Румынии.

      Как ни странно, Митталу может помешать не только украинская бюрократическая волокита в связи с неопределенностью статуса объекта, но и излишнее чистоплюйство румынских чиновников. Так, внутриполитическая ситуация в Румынии сейчас такова, что тамошнее правительство сейчас с опаской относится к перспективе прямого договора с Митталом, дабы избежать обвинений в коррупции. Поэтому вполне возможно, что будет работать схема с привлечением международно признанной компании-оценщика, которая определила бы доли стран-участников, чтобы стало ясно, сколько потенциальный покупатель должен заплатить каждой из сторон. Очевидный минус этого сценария — время, необходимое на такую процедуру. Ведь сначала нужно согласовать со всеми сторонами кандидатуру оценщика, а затем последнему нужно будет проделать всю работу. К сожалению, из-за рождественских праздников Mittal Steel не смогла предоставить “ВД” комментарий.

      Обратный отсчет для Миттала

      Клубок юридических сложностей, социальное и экологическое значение предприятия, а также его потенциальное влияние на рынок железнорудного сырья (см. “Если гигант проснется”) дают хорошую почву для того, чтобы сделать из денежного аукциона конкурс обещаний — кто больше посулит социальных, налоговых и прочих обязательств перед государством, тот и выиграет (и не факт, что это будет Миттал). Законодательно такой путь разрешен, и как только центр политической власти переместится в парламент, такой сценарий вполне возможен.

      Действительно, идеологам аукционного способа продажи будет нелегко доказать народным избранникам адекватность своего пути. Ведь КГОКОР — не способ наполнять бюджет. Так, по мнению Минпромполитики, для запуска первой очереди комбината будущему собственнику потребуется, как минимум, год работы и средства в размере 140 млн. долларов. При этом балансовая стоимость украинской доли — всего около 880 млн. долларов (эта цифра еще нуждается в корректировке — стройка стоит уже более десяти лет).

      Фискальная система Украины, которая уже подсела на иглу сверхдоходов от приватизации, проглотит деньги от КГОКОРа и даже не заметит. В 2006 г. будет остро стоять проблема поиска новых, более привлекательных объектов для приватизации. “Укртелеком”, Одесский припортовый завод могут готовиться к продаже, так как криворожский горнорудный комбинат их не заменит.

      Если же государству не удастся завершить все необходимые формальности и “толкнуть” КГОКОР, парламентские выборы станут серьезным препятствием для “денежного” сценария приватизации комбината. Уже сейчас ясно, что социалисты будут лоббировать интересы близкого к ним Владимира Бойка, председателя правления ММК им. Ильича. Этот “красный директор” отличается большим желанием лично управлять железорудными активами во благо отечеству, но при этом не готов платить за такое право, в чем он признался “ВД”.

      Остальные крупные финансово-политические группы тоже наверняка будут муссировать идею экономического патриотизма на уровне парламента. Владельцам ГОКов, производящих окатыши, стоит опасаться конкуренции со стороны КГОКОРа — это касается Полтавского, Северного и Центрального ГОКов. Альянсу Индустриального союза Донбасса и “Арселора” КГОКОР тоже интересен. Поэтому если Mittal Steel не успеет стать собственником предприятия до обновления парламента, то у ее конкурентов будет много возможностей помешать индусам.

      Последние же демонстрируют завидное спокойствие. На круглом столе, где собрались чиновники и депутаты с целью выработки стратегии дальнейших действий Украины касательно КГОКОРа, представитель компании Mittal Steel Нарендра Чодери посидел минут десять и затем ушел. Это может значить лишь две вещи — либо Митталу неинтересен КГОКОР (во что верится с трудом), либо уже все решено на самом высоком уровне.

      Мнение

      Александр ЧАЛЫЙ, вице-президент ИСД:

      — ИСД внимательно следит за процессом подготовки комбината к продаже. На наш взгляд, для Румынии и Словакии сейчас ситуация по КГОКОРу является серьезной внутренней политической проблемой. Румынское правительство сегодня уже готово получить даже меньше, чем было вложено, если продажа будет проведена на основании прозрачного конкурса. Поэтому румыны поддерживают следующий путь: три стороны определяют международную авторитетную компанию-инспектора, которая формирует условия конкурса в соответствии с международными стандартами и с теми ограничениями, которые внесет Украина. Затем этот же консультант определяет, какие доли на сегодняшний день в этом комбинате имеет каждая из сторон. После этого условия конкурса отрабатывается международное соглашение, и оно подается на ратификацию в украинский, румынский, словацкий парламенты, и объект выносится на приватизацию как единый. В таком случае никто никого не будет обвинять в коррупции — ведь румынское правительство очень боится таких обвинений.

      Владимир ШАНДРА, министр промышленной политики:

      — Сказать, что КГОКОР как объект приватизации является сложным случаем — это ничего не сказать. Решение по приватизации украинской части имущества в свое время вызвало неоднозначную реакцию и у Румынии, и у Словакии. Мы провели ряд серьезных переговоров, и в итоге стороны практически договорились о том, что Украина продает свою часть имущества. При этом потенциальный инвестор, который выиграет конкурс, будет договариваться со словаками и с румынами. Пока такая договоренность достигнута на словах — соответствующий протокол должны подписать представители трех стран.

      Что касается идеи создания на базе КГОКОРа акционерного общества с участием трех стран и последующей его продажи на тендере, то все страны пришли к решению, что это очень долгий процесс, и непонятно каким будет конечный результат. Поэтому договорились, что каждый участник продает свою часть. При этом румынская и словацкая стороны не имеют права распоряжаться своими частями без согласия украинской стороны.

      Если гигант проснется

      По мнению Олега Юзефовича, эксперта аналитического департамента компании “Укрпромзовнішекспертиза”, Mittal Steel является наиболее заинтересованной в приватизации КГОКОРа. Стратегия этой группы орентирована на вертикальную интеграцию активов компаний, которая охватывает все стадии производства — от добычи руды до продажи проката. Если учесть железорудные потребности заводов Миттала в Польше, Румынии, Чехии, то в результате начала работы КГОКОРа и поставок его сырья на эти предприятия в первый год работы комбината на украинском рынке освободится 2,3 млн. тонн железорудного сырья (11,5% от объемов экспорта ЖРС в 2004-м). Другими словами, это будет цифра уменьшения поставок с остальных ГОКов Украины. Когда КГОКОР выйдет на проектную мощность в 10 млн. тонн, то освобождение железорудного сырья на украинском рынке будет составлять 3,4 млн. тонн. Произойдет передел рынка за счет уменьшения поставок с украинских ГОКов в пользу Криворожского комбината. Поэтому в “Укрпромзовнiшекспертизi” считают, что украинским производителям уже сегодня нужно думать, что делать для обеспечения рынков сбыта железорудного сырья. Выходом для ГОКов может быть поиск других рынков сбыта, повышение качества железорудного сырья или постройка металлургических заводов.




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31