Улицы разбитых фонарей
Согласно социологическим исследованиям, лидирующие позиции среди всех средств массовой информации, известных ныне человечеству, занимает телевидение. По сравнению с газетой оно оперативнее, от радио выгодно отличается эффектом двойного воздействия – имеет еще визуальный ряд, Интернету же пока далеко до него по масштабам покрытия аудитории.
Отношение к самому феномену телевидения может быть крайне противоречивым – от безоговорочной осанны, до презрительной маркировки его как суррогата действительности. Таков удел любого неоднозначного явления: все зависит от изначальных установок и личных пристрастий. Единственное, что знают все наверняка – телевидение должно быть интересным. Вот тот главный критерий качества, на который уже потом наслаиваются эпитеты «оперативно», «актуально», «весело», «злободневно». Признав это, мы исподволь переносим телевидение из плоскости по сути абстрактной категории в плоскость человеческой конкретики. То есть за картинкой, возникающей на экране телевизора, начинаем замечать труд оператора и режиссера, голос за кадром становится ближе. Хоть и нехотя, но признаем объективную и обусловленную необходимость до изжоги ненавистной нам рекламы. Да, за любым сюжетом новостей, за любой авторской программой стоит целая группа людей, коллектив единомышленников, а еще поэтичнее – единый организм. И все в нем происходит в полном согласии с законами физиологии: восстанавливаются клетки, мозг питается кислородом, нервные окончания реагируют на внешние раздражители. Главное же, что позволяет коллективу-организму жить и развиваться – приток новой крови, а проще говоря – новых идей и энергии, которые присущи молодежи. Ведь опыт и навыки хорошо, но если полагаться только на них, любой телеканал рано или поздно выродится в набор визуализированных и озвученных прописных дидактических истин, не интересных никому, включая самих авторов. А став неинтересным, он умрет. Если захотеть, то не одно подтверждение этому легко отыщется даже среди центральных каналов. Но зачем накануне праздника о грустном? К счастью, местных телевизионщиков такие мысли не обуревают. И это вполне объяснимо, ведь криворожская «Рудана», без ложной патетики и дешевого панегиризма, пример того, к чему должен стремиться любой телеканал. Понятие «молодежь» здесь рассматривается не как возрастной эвфемизм – «годами зрел да духом молод», а в прямом, конкретно-возрастном смысле. При этом «новая кровь» отнюдь не находится здесь на правах неумех-стажеров, а вполне самостоятельно формирует лицо телеканала, где-то даже отрывая листки с лавровых венков корифеев «Руданы».
Когда в разговоре с заместителем главного редактора телевидения по авторским программам телеканала Ольгой Чистяковой я попросил назвать мне количество молодежи, она без раздумий произнесла: «Семнадцать человек от общего числа всех творческих работников. Всего нас на «Рудане» сорок два». Честно говоря, я сперва удивился: как ей за несколько мгновений удалось сосчитать всю молодежь, точнее, по каким признакам она записывала своих коллег в эту группу? А потом понял: речь ведь идет о двух поколениях рудановцев. И Ольга тут же сама озвучила мою мысль:
- Когда-то, еще в самом начале «Руданы», все мы здесь были молодыми, – продвигали свои творческие идеи, удивляли зрителя. Со временем же стало ясно, что наша главная аудитория взрослеет вместе с нами, а вот младшему поколению наша работа уже не интересна. Тут-то и пришло осознание необходимости срочных перемен. Как и за счет чего это сделать? С молодежью надо говорить на их языке, а кто способен вести диалог кроме самой молодежи? Так и стали рождаться все новые и новые проекты, в «исполнении» уже другого, если можно так сказать, поколения рудановцев.
В выпусках прогноза погоды были задействованы молодые, но весьма одаренные Юля Приходько и Оля Шарофеева, программа «Хорошая новость», кстати, весьма удачная находка для любого телеканала, стала такой во многом благодаря обаятельной блондинке с голосом Ире Устименко.
Много баллов принесла «Рудане» и программа «Телемания», значительно повысив рейтинг канала среди молодежи. Весьма показательным критерием ее популярности можно считать и тот факт, что уже через две недели после выхода в эфир первого выпуска «Телемании» на «Рудане» стали раздаваться звонки рекламодателей, которые сами изъявляли желание «засветиться» в программе в качестве спонсоров. «Телемания» хотя и коллективный продукт, как и любая программа на телевидении, ее лицом, несомненно, стал ведущий Валерий Негода. По словам Ольги Чистяковой, это весьма талантливый и творчески одаренный парень, обладающий одним весьма редким достоинством – он очень комфортно чувствует себя в прямом эфире. А дело это непростое, скажет вам любой телевизионщик: нужно уметь выдерживать формат программы, вести за собой собеседника, не позволяя общению уйти в сторону, кроме того, необходимо четко соблюдать хронометраж программы.
Еще одна удачная находка молодых рудановцев – «Веселое утро с командой КВН «ГаГарины». Ее в прямом смысле слова веселые и находчивые, как и положено КВНщикам, ведущие, каждое утро поднимают телезрителей из постелей и провожают их на работу. В принципе, нечто подобное есть и должно быть на любом канале.
«Если хочешь узнать о чем-нибудь что-то новое – спроси у ребенка», - такова концептуальная квинтэссенция программы «Рассуждалки». Изначально, как признаются ее авторы, две Ани – Паукова и Хотиненко, перед ними стояла задача сделать некий проект, в котором бы слово получили самые маленькие зрители. Программа должна быть доброй и теплой, ведь сама внешность ребенка, помноженная на его детские бесхитростные рассуждения, не может не вызывать умиления. Однако, когда «Рассуждалки» начали оформляться в законченный продукт, стало очевидно: проект вышел за рамки изначального плана, перерос, что называется, идею. Теперь «Рассуждалки» уже не умещается в рамках формата детской программы, и причина тому – сами герои выпусков. Порой некоторые из них озвучивают мысли, которые просто не могут прийти в голову взрослому человеку. Авторы программы могут многое вспомнить о своих собеседниках. Однажды, например, темой программы было чудо. У детей интересовались: «Чего бы вы захотели, будь у вас всего одно волшебное желание?» Что могут ответить малыши на такой вопрос? И вот среди кукол и машинок неожиданно прозвучало: «Я сделал бы так, чтобы у всех бандитов выросли большие уши». Недоуменная ведущая поинтересовалась, зачем это мальчику, на что он простодушно ответил: «Тогда плохих людей было бы видно сразу»…
Теперь несколько слов о тех, кто всегда остается за кадром, но без этих людей и самого кадра бы не было. Эти невидимые бойцы эфира – операторы, режиссеры, дизайнеры. Среди самых молодых, но уже по достоинству оцененных специалистов – Павел Апанащенко, Сергей Ильченко, Денис Куксенко. Ребята буквально живут телевидением, оно для них – больше, чем просто работа. Иначе не просиживали бы они в монтажках все выходные.
«Старшее» поколение рудановцев гордится своей молодой порослью, как любой настоящий педагог вообще может гордиться своими учениками, достигшими успеха. |