Больные вопросы криворожской медицины
«В результате реформы городской сети медучреждений больные не лишатся коек, а медики – работы», - уверяет новый начальник управления здравоохранения Криворожского горисполкома Александр СВЕТЛОВСКИЙ.
На прошлой неделе в недавнем прошлом главный врач самой большой криворожской больницы – «тысячки», а ныне первый медик города, провел свою первую на этом посту пресс-конференцию. Она, без преувеличения, стала для него своеобразной проверкой на прочность: мало того, что впервые в жизни шеф городской медицины встретился один на один с таким количеством журналистов, главная тема, по которой ему предстояло держать ответ, оказалась очень непростой. А именно: планируемая реформа ныне существующей в Кривом Роге сети медучреждений.
Смешалось праведное с грешным
По словам самого Александра Арсентьевича, эта тема вот уже несколько недель не сходит с газетных полос местных изданий. Причем тревожит главного городского медика не сам факт публикаций по ней, а невероятные, иногда доходящие до нелепостей домыслы журналистов. «Все мы уже так погрязли в обсуждении реформы структуры медучреждений, - сказал он, - что в головах людей как, говорится, грешное спуталось с праведным. В итоге только лишь готовящийся проект преобразования воспринимается жителями города, и, особенно теми, кто работает в сфере здравоохранения, как свершившийся факт. А потому пришло время, и назрела необходимость внести ясность в суть вопроса».
Прежде чем собственно начать вносить эту долгожданную ясность, Александр Светловский решил обратиться к опыту древних. Он, если не вербально, то уж точно концептуально процитировал Сократа: «Нужно определиться в терминах, и тогда нам удастся избежать множества споров». По словам начальника горздравуправления, суматоха и паника вокруг реформы городской медицины возникла по одной простой причине – путаница в терминах. С целью избежать в дальнейшем подобных моментов, Александр Арсентьевич провел для журналистов экспресс-ликбез и перечислил все виды медицинской помощи, составляющие, собственно, систему здравоохранения. В своей речи он призвал четко разграничивать понятия амбулаторно-поликлинической, стационарной и специализированной медицинской помощи. Так вот, когда речь идет о реформировании системы городского здравоохранения, это относится только к отделениям, например, лор-отделению, урологическому, глазному, где оказывается специализированная медицинская помощь.
Избыток при недостатке
Так, согласно проекту, все подобные отделения, причем, только детские, предлагается перенести из всех городских больниц в одну, 8-ю. Подобный проект вызвал среди медиков бурю справедливого протеста, мол, с сокращением койко-мест в больницах, откуда переведут специализированные отделения, медперсонал потеряет работу. На первый взгляд так оно и может показаться на самом деле, однако, смысл реформы отнюдь не в сокращении больничных коек и количества персонала, а напротив, в их сохранении.
- Задача реформы – оптимизировать работу нынешней структуры городского здравоохранения, сделать ее менее убыточной и более эффективной, – подчеркнул Александр Светловский. – Это возможно только за счет выравнивания количественного коечного баланса между различными отделениями.
- Нормативы обеспечения жителей города койко-местами, исходя из общего количества населения, рассчитывалась еще при советской власти, когда демографическая и возрастная картина в городе выглядела совершенно по-иному.
Прошли годы, многое изменилось, и в итоге, сейчас закрепился устойчивый дисбаланс. Например, в настоящее время, в терапевтических отделениях города наблюдается избыток коек – 760 вместо необходимых 720, а вот такие отделения, как акушерской и гинекологической помощи по количеству коек не дотягивают до нормы на 70 и 80 единиц соответственно. Вот именно за счет избытка и предлагается пополнить недостаток.
В больнице на бюджетные деньги… играли в карты в карты!
Нерациональное использование койко-мест не что иное, как пустая трата денег налогоплательщиков. Александр Светловский привел очень красочный пример тому:
- Как-то рано утром я решил самостоятельно проверить, как же на практике работают детские отделения специализированной медпомощи. Сел в машину и приехал в детское лор-отделение 1-й городской больницы. Это отделение рассчитано на двадцать коек, что предполагает наличие на этих койках такого же числа пациентов. На самом же деле там я насчитал всего десятерых: одного ребенка, поступившего поздно вечером, и троих ребят, лет по четырнадцать, которые играли в карты. Остальные же шестеро оказались медработниками, которые просто там отдыхали. И это при том, что одно койко-место в отделении ежедневно обходится бюджету в сорок с лишним гривен! Я уже не говорю о том, куда подевались шестнадцать обедов и ужинов. Так зачем же нужно оплачивать пустующие койки, если те же деньги можно использовать на более необходимые вещи, например, на медикаменты, перевязочные материалы? Только вдумайтесь: сегодня из 106 миллионов гривен, выделяемых бюджетом на сферу здравоохранения, только лишь восемь с половиной процентов доходит непосредственно до больного: ему положено лекарств на две гривны ежедневно, и питания – на гривну (вдумайтесь: какую болезнь можно вылечить за эти деньги?), все остальное (из этих сорока с лишним гривен) уходит на зарплату персоналу, оплату коммунальных услуг, энергоносителей и прочего.
В итоге главный медик города резюмировал: если мы хотим сохранить существующую сеть медучреждений и повысить качество обслуживания, в вопросе о реформе не может быть двух мнений. Вместе с тем Александр Светловский заверил всех, кого в первую очередь должны коснуться преобразования: ни на медработниках, ни на пациентах реформа никак не отразится.
Окончательно исчерпав самую животрепещущую тему, журналисты перешли к другим, более частным вопросам. Один из них – комплектация медучреждений врачами: как оказалось, больницы испытывают недостаток в специалистах.
- Обеспеченность медиками городских больниц составляет почти девяносто процентов, - сообщил Александр Светловский. – Однако это довольно усредненная цифра. Есть, например, специальности, по которым имеется только сорок – пятьдесят процентов специалистов от необходимого количества. Наиболее дефицитны сейчас патологоанатомы, фтизиатры и некоторые другие врачи. Говоря о криворожской службе неотложной помощи, Александр Арсентьевич отметил: «Несмотря на определенный недостаток врачей в бригадах «Скорой помощи», имеющегося потенциала достаточно, чтобы при необходимости спасти человеку жизнь». Чтобы хоть как-то повысить престиж работы в государственных медучреждениях и привлечь сюда людей, мы сейчас на уровне города пытаемся решить социальные проблемы врачей. Например, поднят вопрос о предоставлении им жилья на льготных условиях.
Не лучше обстоят дела и в области так называемой семейной медицины. Как утверждает начальник городского управления здравоохранения, на настоящий момент в городе не существует ни одного сертифицированного семейного врача.
- Правда, к нам в ординатуру поступило двадцать шесть таких специалистов, но практику они начнут только через два года, - заключил Александр Светловский.
Прозвучала на пресс-конференции и мысль о возможном скором создании в городе специализированного стационара для ВИЧ-инфицированных, а также хосписов (отделений для неизлечимо больных) и отделений сестринского ухода (для людей, которые нуждаются в постоянном уходе в течение длительного периода). Не исключено, что все это и появится именно на месте пустующих площадей в больницах, если, конечно, реформа сети медучреждений будет утверждена. |