-

   

   





 
Amwika -       , ,

Виктор РЫЧИК
Укррудпром, http://www.ukrrudprom.com


Большой блеф или маленькие хитрости?

      Когда Фонд государственного имущества Украины опубликовал условия повторного конкурса по приватизации ОАО “Криворожский горно-металлургический комбинат “Криворожсталь”, пресса охотно растиражировала заявление Юлии Тимошенко о том, что лидеры мирового сталелитейного рынка — корпорации Mittal Steel и Arcelor — готовы побороться за приобретение украинского актива. Тем не менее весьма сомнительно, что серьезный инвестор решится принять на себя указанный в документе пакет обязательств.

      Безусловно, “Криворожсталь” — привлекательный актив. Вертикально интегрированная структура, полная самообеспеченность сырьем, неплохое состояние оборудования, предоставляющее возможность производить около 7 млн. тонн стальной продукции в год, дешевый труд украинских рабочих и наличие других условий, необходимых для успешной деятельности, вызывают серьезный интерес у состоятельных инвесторов. Поэтому возмущение транснациональных групп, которых не допустили к прошлогоднему приватизационному конкурсу, легко понять. Понятно и то, что предприятие было продано по явно заниженной цене — 800 млн. долларов, которые заплатил за “Криворожсталь” консорциум “Инвестиционно-металлургический союз”, заведомо не соответствовали реальной стоимости предприятия на тот момент.

      Компании, которые не сумели поучаствовать в первой приватизации комбината, пристально наблюдали за развитием событий. С одной стороны, им хотелось бы купить это предприятие, если представится такая возможность, но, с другой — слишком уж решительно новые украинские власти расправляются с политическими противниками, игнорируя общепринятые юридические нормы. Вопрос о безопасности инвестиций в Украину обрел высший приоритет. Тем не менее в июле две крупнейшие сталелитейные компании мира, Mittal Steel и Arcelor заявили о намерении принять участие в конкурсе, который назначен на 24 октября. Более того, после своего официального визита во Францию, премьер-министр Юлия Тимошенко объявила, что глава Arcelor Ги Долле согласен заплатить за “Криворожсталь” до 3 млрд. евро.

      Правда, об этом известно только со слов нашего премьера — именно на Тимошенко, а не на Ги Долле ссылаются все источники, опубликовавшие эту информацию о планах Arcelor. Однако посол Франции в Украине Филипп де Сюрмен (Philippe de Suremain), отвечая на вопросы журналистов 15 июля, сообщил: “Без сомнения, эта сделка представляет большой интерес для Arcelor, но, как и другие компании, группа занимает выжидательную позицию. Она предпочитает посмотреть на дальнейшее развитие событий и дождаться официальных решений. В конце концов, принять участие в таком тендере — это отнюдь не то же самое, что купить лотерейный билет”.

      По словам Юлии Тимошенко, в конкурсе собираются принять участие еще, как минимум, три компании, хотя она и не называет, какие именно. На ум сразу приходят индийская Tata Steel и российские “Северсталь'' и ''Евразхолдинг'' — в прошлом году именно они выражали сильнейшее возмущение дискриминацией, проявленной по отношению к иностранным инвесторам. Однако они пока воздерживаются от комментариев по поводу своих планов.

      Развитие событий не заставило себя ждать. Условия нового конкурса, разработанные ФГИ, были обнародованы в виде Распоряжения Кабинета министров Украины №322-р от 9 августа 2005 года. Похоже, они оказались совершенно неожиданными для потенциальных покупателей. Более того, будет весьма странно, если кто-нибудь из инвесторов согласится принять на себя подобные обязательства.

      Во-первых, стартовая цена составляет 10 млрд. грн. (около 2 млрд. долларов). Эта сумма вполне могла стать окончательной ценой на прошлогоднем аукционе, если бы в нем принимали участие иностранные инвесторы. Однако в 2004 году мировой рынок стали был на пике своего подъема, а теперь явно начинается спад. Соответственно, сталелитейные заводы дешевеют, и такая стартовая цена просто нереалистична.

      Во-вторых, потенциальный покупатель должен принять на себя обязательства по выполнению грандиозной программы реконструкции комбината, которую ФГИ расписал, практически по годам вплоть до 2015-го. Для осуществления этой программы, потребуются инвестиции, которые, по оценкам различных экспертов, составляют 2,3-2,8 млрд. долларов.

      В третьих, на протяжении пяти лет после заключения договора купли-продажи будущий владелец обязан сохранять штатную численность персонала на уровне, который имел место по состоянию на 1 июля 2005 года. Кроме того, в этот же период он должен нести все расходы по социальной сфере, включая содержание спортивных и оздоровительных комплексов комбината и жилищное строительство.

      При этом на протяжении этих же пяти лет собственник не имеет права “изменять основную номенклатуру конкурентоспособных видов продукции”, и обязан ограничить продажи товарного чугуна объемом в 5% всего выпуска продукции, а продажи заготовок не могут превышать 16% производства готового проката.

      Таким образом, у будущего владельца завода полностью связаны руки в плане сокращения производственных затрат и маркетинговой политики. Однако при этом покупатель обязан на этот же пятилетний период “сохранить выручку на уровне не менее 9,5 млрд. грн. в ценах 2005 года с учетом индекса инфляции и обеспечить налоговые отчисления в суммах не ниже среднего по 2003-2004 годам уровня”. При этом собственник обязан обеспечивать еще и “первоочередную реализацию продукции комбината на внутреннем рынке”!

      Независимые эксперты весьма удивлены подробным описанием программы модернизации, этого же мнения придерживаются и топ-менеджеры российских сталелитейных компаний. Один из них заявил: “Покупатель делал бы это не из-под палки, а руководствуясь бизнес-логикой. Сумма инвестиций была бы не меньше, а сделка стала бы прозрачной”. Требование отказа от производства полуфабрикатов представляется не менее странным. По словам аналитика компании “Атон” Тимоти Маккачена, “российский Новолипецкий металлургический комбинат, например, — самое прибыльное предприятие в мире, но основная доля его продукции — слябы”. Не удержался от комментария и Максим Басов, заместитель генерального директора корпорации “Интерпайп”: “Такая детализация требований заставляет думать, что правительство хочет держать инвестора на крючке”.

      Наконец, самое остроумное условие, сформулированное в пункте 7 Распоряжения, имеет смысл процитировать целиком: “Покупатель обязан, до полного выполнения обязательств по договору купли-продажи пакета акций, не принимать участия в голосовании на общих собраниях акционеров во время решения вопросов об увеличении (уменьшении) уставного фонда Общества, изменения номинала акций и организационно-хозяйственной формы (в случаях, если такие предложения будут включены в повестку дня)”. Отсюда следует, что по желанию миноритарных акционеров, приобретенный пакет 93,03% может быть легко “размыт” до менее контрольного!

      Итак, по мнению правительства, инвестор “Криворожстали” должен выложить за предприятие в общей сложности около 5 млрд. долларов, отказаться от естественных (и принятых во всем мире) способов сокращения производственных расходов, осуществлять продиктованную государством маркетинговую политику и сохранить при этом доходы комбината в условиях рыночного спада на том же уровне, на котором они находились в период пиковых спроса и цен на сталь. При этом он не имеет права сопротивляться возможным покушениям на отъем у него контрольного пакета. Учитывая, что существует еще и “юридическая мина замедленного действия”, которая может взорваться через пару лет, если Европейский суд по правам человека вынесет решение в пользу консорциума Виктора Пинчука и Рината Ахметова, — неясно, зачем кому-нибудь вообще понадобится приобретать “Криворожсталь”.

      В связи с этим возникают серьезные вопросы относительно истинных намерений правительства, продекларировавшего эту “абсолютно прозрачную” приватизацию, и будущего, которое власти предопределили для крупнейшего сталелитейного завода страны. В этом отношении можно выдвинуть несколько предположений.

      Первое. Не исключено, что помимо явных — опубликованных — условий конкурса, существует еще и секретный договор с конкретным инвестором, в котором оговорены определенные преференции. Например, ему могли пообещать, что правительство не станет обращать серьезное внимание на выполнение инвестобязательств и действительный уровень доходов комбината. Кроме того, этому конкретному покупателю могут быть предоставлены существенные льготы на тарифы естественных монополий. Возможно также, ему обещано, что весь объем украинской квоты на поставки стальной продукции в ЕС будет предоставлен одной только “Криворожстали” в обход остальных заводов страны.

      В принципе на таких условиях комбинат может приобрести Mittal Steel, за победным шествием которой по странам Центральной и Восточной Европы тянется длинный шлейф скандалов по поводу невыполнения инвестиционных и других обязательств. У Arcelor же репутация совершенно иная, и трудно себе представить, что эта корпорация согласится играть в настолько грязные игры — тем более, пребывая в полной зависимости от эмоционального украинского правительства — чего стоит один только пункт 7! Кстати, в англоязычной прессе нет информации ни о намерениях Лакшми Миттала, ни Ги Долле — их планы аналитики комментируют, ссылаясь на информацию, полученную только из украинских источников.

      Как сообщалось, 10 августа Анатолий Кинах объявил, что Mittal Steel и Arcelor примут участие в конкурсе. Однако при этом первый вице-премьер ссылается на слова, сказанные президентом и финансовым директором Mittal Steel Адитьей Митталом и представителем Arcelor Люком Широм 5 августа — до опубликования условий конкурса. Правда, 10 августа появилось сообщение агентства The Associated Press, в котором сообщается, что PBN Company, представляющая интересы Mittal Steel в Украине, объявила о намерении группы сделать заявку на участие в конкурсе по приватизации “Криворожстали”, который состоится 24 октября”. Однако в этом заявлении также сказано, что Mittal Steel не готова прокомментировать стартовую цену и другие условия конкурса на такой ранней стадии”.

      Второе. Вероятно, что правительство вовсе не собирается продавать “Криворожсталь”. Понятно, что на подобные условия — если их действительно необходимо выполнять — не может согласиться ни один серьезный инвестор. Поэтому не исключено, что конкурс не состоится из-за отсутствия претендентов и комбинат останется в государственной собственности, пока ситуация на мировом рынке не изменится в лучшую сторону. Его прибыль будет полностью поступать в распоряжение правительства, хотя и не будет такой, как в прошлом году, когда мировые цены на сталь, ферросплавы и трубы достигли абсолютного рекорда за последние 15 лет. Опальные же олигархи, у которых комбинат отняли, вынуждены будут и дальше ожидать возврата своих 800 млн. долларов — ведь сказано, что их вернут после повторной продажи, а продажа-то не состоялась...

      При этом, очевидно — как и прежнее правительство, новые украинские власти стремятся “провернуть” дело до выборов, на сей раз парламентских. А называть предстоящую приватизацию “прозрачной” явно не стоит, поскольку ясно, что имеет место не менее грязная игра, чем та, в которую играли в прошлом году теперешние оппозиционеры.




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31