-

   

   





 
Amwika -       , ,

Наталья ЧАЙКОВСКАЯ
Газета "95 квартал"


Вячеслав Маленко: «Мы воруем газ для целого города»

      Родился 25-го октября 1946 года на Сумщине. Окончил ХИСИ по специальности «теплогазоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха». В 1969 году после переезда в Кривой Рог работает старшим мастером в Управлении «Криворожгаз». В 1971 году — старший инженер Управления, в 1986 году — начальник Криворожского Управления газового хозяйства. В 1995 году избран председателем правления ОАО «Криворожгаз». С 2001 года является председателем наблюдательного совета ОАО «Криворожгаз».

      — Вячеслав Евгеньевич, скажите, правду говорят, что «Криворожгаз» «без пяти минут» объявлен банкротом?

      — «Криворожгаз» еще не банкрот, но дело о банкротстве уже возбуждено, и даже выиграно в суде первой инстанции. Но мы подали апелляцию в Верховный суд.

      — Чем это грозит обычным потребителям газа?

      — По большому счету для города это ничего не означает. Но вся трагедия заключается в том, что преследуемая цель, способы, которыми осуществляется банкротство, далеки не просто от цивилизованных методов, а вообще являются дикими и варварскими. Тому, кто начал процедуру банкротства, не нужны ни «Криворожгаз», ни Кривой Рог. Они преследуют личные цели.

      Вообще откуда растет корень проблемы нашего предприятия. Все дело в том, что четыре крупнейших предприятия внутренней газотранспортной системы — «Харьковгаз», «Днепропетровскгаз», «Криворожгаз» и «Донецкгаз» — в результате совершенно непонятного для нормального человека плана распределения акций ФГИ в 90-х годах попали в руки зарубежных инвесторов. То есть все эти четыре предприятия в данный момент находятся в собственности московских бизнесменов, которые имеют свои представительства в Украине и не подчиняются НАК «Нефтегаз Украины». Ошибка в приватизации была допущена не руководством этих газотранспортных предприятий. Это вина ФГИ, который во время акционирования, оставил за государством по «Криворожгазу» 7% акций, а по остальным предприятиям и того меньше. Эти четыре газовых гиганта были выброшены на биржу без всякой страховки, что попадут в честные и добросовестные руки. В начале акции скупили мелкие компании. А потом за ними стали гоняться более серьезные люди, которые со временем перекупили контрольный пакет. «Криворожгаз» оказался в руках санкт-петербургского торгового дома «Славия». За этим домом стояли молодые ребята совершенно далекие от структуры нашего предприятия. Они решили, что в течение двух месяцев смогут получить от «Криворожгаза» большие деньги за счет населения и теплоснабжающих предприятий. Но, когда коснулись дела, то поняли, что сделать бизнес не удастся. По многим причинам… Если помните, на «Рудане» вышло в эфир мое интервью, которое наделало много шума.

      — Кажется, после этого Вы попали в больницу с инфарктом?

      — Нет. Это уже было после болезни. Мне было очень не приятно, когда некомпетентные люди стали обвинять меня во всех смертных грехах, поскольку я говорил о вещах, которые не нравились многим. Например, о реформах в нашей отрасли, которые нужно выполнять сверху донизу, а не интерпретировать на свой лад, а иногда и саботировать.

      — И все-таки критика из Ваших уст звучала в чей адрес?

      — Скажем так, не в самый верх. Я говорил о звене, которое находится между высшим эшелоном власти и исполнительной властью.

      — Скажите, а кто сейчас является хозяином «Криворожгаза»?

      — Сейчас эти фирмы носят английские названия, но на самом деле они имеют российские корни.

      — Фамилии владельцев этих фирм известны?

      — Они даже мне не известны. Я пытался их узнать через местные органы СБУ, но бесполезно. Мне приходится иметь дело только с представителями этих фирмы. Но если покопаться в Интернете, то можно выйти на след скандального бизнесмена Григоришина. Хотя это всего лишь догадки, поскольку в Интернете тоже бывает дезинформация. Как бы там ни было, наш хозяин распоряжается 65% акций.

      Но дело в том, что и эти фирмы ошиблись, когда покупали «Криворожгаз». Например, последние наши владельцы считали, что с приобретением предприятия, можно построить законченный цикл производства энергии с подключением Криворожской теплоцентрали. Но она давно не является электроцентралью, генерирующие мощности там сняты. Это просто тепловая станция. И вот этот факт сбил наших владельцев с толку. Они думали, имея поставку газа на Кривой Рог, будут поставлять его на Криворожскую теплоцентраль и электростанцию, а потом получат конечные продукты — электроэнергию и тепло, которые будут продавать. К примеру, по такой же схеме работает «Харьковгаз».

      — Вы часто говорите о том, что «Криворожгазу» жилось бы намного лучше, не будь оно акционерным обществом. А в чем бы было лучше?

      — Мы бы просто выполняли государственный заказ так, как это делает любое другое госпредприятие. То есть транспортировали государственный газ по госсистемам населению, промпредприятиям, бюджетным учреждениям. Вы только вдумайтесь: как это акционерное общество, другими словами частная лавочка, выполняет государственный заказ? А относятся к нам, как к конуре собачьей, которую можно пихать в разные стороны. О «Криворожгазе» говорят так, мол, есть хозяева, пускай они о вас и думают. А владельцам не до нас, поскольку мы не может принести быстрый доход. Вот мы и предоставлены сами себе.

      — Правду говорят, что уже третий месяц в «Криворожгазе» не выплачивают зарплату?

      — Не правда. У нас сейчас выплачено 65% майской зарплаты. Осталось 35% за май, и вот с 20-го числа будем выдавать июньскую. Задержка по выплате зарплаты составляет 40 дней. Эта задолженность уйдет с октября. Поскольку в летний период потребление газа небольшое, соответственно начисления не значительные, а потребности предприятия возрастают, поскольку идет подготовка к зиме. Если в зимний период поступает 150 тысяч в день, то в летний — около 25. А на транспорт и бензин нужно потрать около 30 тысяч гривень. Но плюс к этому нужно выполнять социальные программы, реконструировать сети. Если бы тариф на транспортировку газа составлял 20 гривень, а не 10, то было бы намного легче.

      — А почему этот тариф для «Криворожгаза» отказываются пересматривать в Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики Украины (НКРЭ)?

      — По этому поводу мы обращались к министру, СБУ, главе НКРЭ, НАКа, городскому прокурору, губернатору. Но ничего не изменилось. Вы посмотрите, кто руководил НАК «Нефтегаз Украины» все эти последние годы? Ведь не было ни одного профессионала-газовика. Это были люди, пришедшие из каких-то структур. То есть задачи в НАКе ставили не те, которые мы держим внизу — поддержание газовой системы в нормальном состоянии — а нужно собрать любой ценой деньги, не думая о завтрашнем дне.

      — Вы так и не сказали, кто же начал процедуру банкротства «Криворожагаза»…

      — Ее начала НАК «Нафтегаз Украины» в лице дочерней компании «Газ Украины». Передо мной лежит листок бумаги, на котором отображены шаги падения «Криворожгаза». И сейчас я Вам расскажу, почему же погибает наше предприятие. Торговый дом, который был просто каким-то чудищем, получал деньги, а мы выполняли работу, то есть транспортировку и учет газа. Естественно, долго этот процесс продолжаться не мог, и эту «лавочку» прикрыли. Но ликвидация Торгового дома обратилась для нас передачей долгов на сумму 30 миллионов гривен перед «Укргазом». Мы вообще не имели никакого отношения к этим долгам.

      Следующее, вот эти все зачетные схемы, которые были так модны, в том числе и субвенции. Благодаря этому мы потеряли 2,5 миллиона гривен. Поскольку деньги не поступают, а бумажки просто переложили, но деньги на расчетный счет предприятия не пошли.

      Известно, что «Криворожгаз» транспортирует газ тепловикам, за что они должны нам платить. Но они заключили такой договор, что деньги на прямую поступают на счета НАКа. А компания, в свою очередь, должна возвращать нам сумму, которая причитается за транспортировку. Так вот из этой суммы нам и половины не вернули, ссылаясь на то, что у «Криворожгаза» есть задолженность в размере 30-ти миллионов гривен. То есть НАК ее наработала, отнимает у нас деньги за транспортировку, еще и делает «Криворожгаз» виновным, поскольку не подписать акт сверки мы не можем. И получается, что мы воруем газ для целого города. Мы вынуждены это делать, чтобы уйти от этой глупости, и получаем долг еще в 3,8 миллиона гривен.

      Следующий шаг падения нашего предприятия. У многих на слуху такой термин, как коммерческие потери газа в сетях. Они существует из-за несовершенства учета газа. Например, на промысле добыли 100 кубов газа, которые нужно учесть. Стоит прибор учета, работающий в классе точности один. Другими словами, добыв сто кубов, прибор сможет пропустить 101, то есть добавляется один куб газа, которого и в помине нет. Далее по пути своего следования газ проходит компрессорные станции, где установлено множество таких приборов учета на +1. Тоже самое, только наоборот, делает потребитель, устанавливая прибор учета на -1. То есть на сто кубических метров можно потерять 2 кубометра газа.

      — А сколько составят коммерческие потери газа, пока он дойдет до потребителя?

      — Это зависит от того, сколько пройдет станций. Но эти потери добавили нам еще 10 миллионов гривен. Хотя их у нас нет, есть только технологические потери. То есть то, что теряем при ремонтах, врезках, объемы которых имеют четкое математическое обоснование.

      Следующий шаг падения «Криворожгаза» — транспортировка газа предприятиям теплоэнергетического комплекса. В суде находится множество исков на сумму более 100 миллионов гривен. Но признано судом, и передано в исполнительные службы дела на 66 миллионов гривен, получить которые не представляется возможным.

      Кроме того, потери от не утверждения расчетного тарифа на транспортировку газа за период 2000-2004 годов составили почти 40 миллионов гривен, без учета финансирования выполнения утвержденной НАКом инвестиционной программы.

      И вот если собрать во едино все эти циферки, то получится, что не доплачено и навешено на нас долгов на сумму в 154 миллиона гривен. В тоже время предприятие, которое нам эти долги намотало, банкротит «Криворожгаз» на основании задолженности населения в 8 миллионов гривен. Где логика? Пускай вернут 154 миллиона, и мы отдадим эти 8 миллионов. Но мы не можем нигде доказать свою правоту.

      Вот я показал Вам два письма за подписью Юлии Тимошенко. Она вроде бы дает команду разобраться в нашей ситуации. Но на самом деле ничего не делается. Я, конечно, надеюсь, что здравый смысл возьмет верх. Но если бы на мое распоряжение откровенно плевали, я бы, по меньшей мере, оскорбился.

      — А какую цель преследует НАК, затевая процедуру банкротства «Криворожгаза»?

      — Цель — исправить свою ошибки при акционировании. То есть забрать в государство контрольный пакет акций. Причем начата эта компания перед подготовкой к зиме. Я не понимаю, зачем это делается? Поменяется руководство. Это будет только во вред. «Криворожгаз» владеет совсем не многим. Все сети и сооружения — государственные. Но самое главное, что мы потеряли многих специалистов, и продолжаем их терять. У нас в советские времена текучесть кадров составляла всего 1,5%. Раньше в «Криворожгазе» работали династии. А сегодня они бегут от нас.

      — Сегодня среди предприятий, которые оказывают коммунальные услуги населению, банкротят как «Криворожгаз», так и «Кривбасспромоводоснабжение». Причем эти процедуры начаты почти одновременно. Как Вы думаете, это простое совпадение?

      — Наши предприятия родственные. Руководить предприятиями — ой, как не просто. Постоянно ходишь, просишь, умоляешь, выклянчиваешь. Это настолько бывает унизительно, что… Конечно, можно сказать, что зарплата у Маленко приличная. Да, она хорошая, но ведь я же ее отрабатываю. Не проходит и недели, чтобы меня не прихватило сердце.

      — По городу также поползли слухи, что и «Криворожгаз», и «Кривбасспромводоснабжение» специально банкротят с тем, чтобы передать в коммунальную собственность…

      — А зачем таким способом? Что нет другого пути? Можно было воспользоваться элементарной передачей в коммунальную собственность. Для этого нужен один маленький указик. Зачем убивать, чтобы потом рожать?

      — Может, это носит какой-то тайный смысл?

      — Мне легче думать, что это безграмотность высшего руководства.

      — Как Вы относитесь к повышению тарифов на коммунальные услуги?

      — Здесь двойной подход. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения любого газовика, водопроводчика, тепловика, то мы прекрасно понимаем, что тарифы не соответствуют затратам на производство этих услуг. Но мы должны найти такой путь решения проблемы, чтобы и волки были сыты, и овцы — целы. А если все это повесить на народ, то можно получить результат с точностью да наоборот. Люди вообще перестанут платить. Я не знаю, просчитала ли местная власть в связи с повышение тарифов, сколько людей попадет сейчас в льготную категорию. Стоимость «коммуналки» повысили на 30-40 гривен. А есть люди, которым до повышения тарифов не хватало 2-3 гривен, чтобы получить субсидии. Теперь они их точно получат. Соответственно, придется искать сумасшедшие деньги, чтобы прокормить новых льготников. Если это предусмотрено в бюджете, то хорошо.

      — Многие Ваши коллеги говорят о том, что тарифы нужно повышать, иначе предприятия ожидает финансовый крах. Но, судя по ремонту «Кривбасспромводоснабжения» и машинах «Пежо», которые стоят во дворе, предприятие совсем не бедствует…

      — Тот ремонт, который делает руководство «Кривбасспромводоснабжения», — это вызов. То, что стоят иномарки… У нас они тоже есть. Но они оправдывают себя…

      — Во дворе «Криворожгаза» стоят «Пежо» и «Рено»?

      — Нет.

      — А Вас просили купить машины именно этих марок?

      — Нет, честное слово. Вы должны понимать, десяток «Пежо», стоящих во дворе, не решают экономических проблем. Вот представьте, если нам не хватает для нормального существования примерно 20 миллионов гривен в год, то, что стоят эти пять «Пежо»? Ну, сто тысяч гривен. Зато они решают многие другие вопросы, например, экономят топливо и затраты на ремонт.

      — Есть ли перспектива на лучшую жизнь у «Криворожгаза»? — Сегодня идет процесс уничтожения предприятия. Что будет потом, посмотрим. Мне сложно понять, когда военный министр не имеет звания генерала. Я почему-то не сажусь за руль космического корабля. Ну, не умею я этого делать.

      Мы написали кучу писем о том, что нужно немедленно заниматься проблемами газо-, водоснабжения. Ведь последние десять лет не реконструируются сети, мы работаем на износ. Железо терпеть долго не может. Рано или поздно начнутся аварии, возможны катастрофы. Ведь даже, если предположить, что нашелся инвестор и дал нам эти пресловутые сто миллионов денег на реконструкцию сетей, то в городе не осталось ни одного предприятия, которое могло бы выполнить эти работы. Если получить эти деньги, для начала нужно будет создать соответствующую базу. В городе сегодня нельзя заизолировать трубу. Для этого ее нужно отвезти ли Пятихатки или в Днепропетровск. Или же делать это вручную, дедовским способом.




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31