“...немного подкорректируем”
Сразу после начала подготовки “Криворожстали” к перепродаже ожидаемая цена комбината начала снижаться.
Подталкивали цену вниз ухудшение мировой стальной конъюнктуры, грядущее подорожание газа и опасения потенциальных инвесторов относительно юридической чистоты предстоящего конкурса. Началось все 18 июня, когда правительство на своем заседании приняло постановление, которым утвердило план предпродажных работ. Отвечая после заседания Кабмина на вопросы журналистов, Юлия Тимошенко выразила уверенность, что ухудшение конъюнктуры на мировых рынках стали не скажется на рыночной цене предприятия: “Рыночная цена “Криворожстали” будет достойной, значительно выше той, по которой она была продана” (летом 2004 года было уплачено 4260 млн. грн. — около 800 млн. долларов — беспрецедентно большую в украинской приватизации сумму, соизмеримую с полученным за все прочие приватизированные меткомбинаты).
Однако уже к середине минувшей недели с мировых рынков начали приходить нехорошие вести: нашли подтверждение оценки, связывающие очередное снижение цен на прокат с серьёзным системным фактором — ростом выплавки стали в Китае и Юго-Восточной Азии. В частности, газета The Wall Street Journal сообщила, что США увеличивают импорт стали из развивающихся стран на фоне низких цен и снижения мирового спроса на этот металл. А исполнительный директор US Steel Corp. и глава Американского института железа и стали (AISI) Джон Сурма заявил, что в ответ необходимо, в частности, ввести долгосрочные пошлины на импорт. Реагируют на происходящее и такие сталелитейные компании, как британская Corus Group и германская Thyssen Crupp AG, которые тоже сокращают производство, прогнозируя низкий уровень цен в течение следующих пяти месяцев.
Украинские металлурги не в первый раз сталкиваются со спадом стальной конъюнктуры, но им впервые приходится подходить к кризису со столь высокими тарифами на транспортные услуги и энергоносители. Но еще больше металлурги опасаются развития “газового” конфликта с Россией и Туркменистаном, результатом которого может стать резкий взлёт тарифов на газ и электроэнергию. Структура производства “Криворожстали” такова (по преимуществу сортовой прокат), что по этому предприятию рост затрат на энергоресурсы ударит сильнее, чем по прочим меткомбинатам. Соответственно, КМК может столкнуться с резким падением рентабельности.
В не меньшей степени потенциальным инвесторам при формировании максимально допустимой для них цены комбината придётся учитывать риски юридического свойства. Собственно, и сама премьер-министр признаёт, что происходящее вокруг итогов приватизации создаёт довольно нервную обстановку. 22 июня Юлия Тимошенко, говоря о предстоящем заседании СНБОУ, посвященном данному вопросу, заявила: “Мы откроем все возможности для инвестиций, создадим прекрасный политический климат, который сейчас не так хорошо выглядит из-за всех политических событий, смены власти, а смена власти всегда вызывает определенную нестабильность. Мы немного подкорректируем”.
Возможно, миротворческие планы премьер-министра были вызваны к жизни переходом конфликта вокруг “Криворожстали” в международную плоскость — 21 июня ИМС распространил информацию о том, что его акционеры вновь подали исковое заявление в Европейский суд по правам человека, обвиняя правительство Украины в нарушении своих прав при повторной приватизации металлургического комбината “Криворожсталь”. “Мы просим Европейский суд по правам человека помочь обеспечить объективное и беспристрастное слушание, чтобы мы могли защитить наши права. Мы считаем, что наше дело должно учитываться всеми, кто хочет вести бизнес в Украине. В демократической стране и ее судебной системе нет места политической дискриминации”, — так Джон Мендоз-Уилсон (Jock Mendoza-Wilson), официальный представитель ИМС, объяснил мотивы подачи иска. |