Мертвая вода
«В исторической части города сейчас расположено мертвое болото, которое когда-то было рекой Саксагань», - считает депутат городского совета Валерий ЮСУПОВ
Для того чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно просто прогуляться вдоль речки в Центрально-Городском районе. Заросшая камышом, запруженная повалившимися деревьями и мусором, источающая вонь и инфекции лужа, - вот все, что осталось от некогда могучей реки. Даже сложно представить себе, что именно по ней в свое время запорожские козаки на «чайках» ходили в Черное море. Как ни стыдно себе в этом признаваться, мы загубили реку. Но есть в городе люди, в душе которых теплится надежда, что не все еще потеряно. Среди них - группа депутатов городского совета, решившая досконально изучить проблему, и, главное, ответить на вопрос: возможно ли еще спасти речку Саксагань? Мы пообщались с представителем этой инициативной группы депутатом горсовета, членом «Партии зеленых», известным криворожским бизнесменом и меценатом Валерием Юсуповым.
Для начала - несколько слов об этом человеке. Валерий Андреевич - успешный предприниматель, спортсмен, президент городской федерации дзюдо. Помимо того, что он регулярно поддерживает спортивное движение в Кривом Роге, Валерий Юсупов один из немногих предпринимателей, который реально, ничего при этом не получая взамен, стремится сделать свой родной город лучше. Типичный пример тому - Валерий Андреевич за свои собственные - и весьма немалые - средства реанимировал загубленный парк имени Гагарина. В настоящее же время его цель - вернуть жизнь реке Саксагань.
- То, что произошло с речкой не что иное, как экологическая катастрофа, - говорит Валерий Андреевич. - Если бы нечто подобное случилось где-нибудь в центре Европы, об этом раструбили бы на весь мир. А мы просто ходим мимо мертвой реки, заполненной канализационными стоками и дождевой водой, и даже не осознаем, насколько это ужасно. Мне особенно больно наблюдать сложившуюся ситуацию: я вырос на берегу Саксагани, все мое детство прошло на ее пляжах. Насколько другой тогда была эта река: широкая, полноводная, чистая - хочешь - купайся, хочешь - рыбачь. А теперь, я разговаривал с местными рыбаками, в реке остались разве что карась и карп, - рыба, которая выживет в практически любой воде. Любители же чистого водоема - сом, ерш, окунь, пескарь, - все исчезло. С другой стороны болото, источающее миазмы и микробы прямо в центре города, - серьезная угроза для людей с точки зрения санитарии.
- Почему это случилось с рекой?
- В свое время, когда вопросы экологии весили несоизмеримо меньше вопросов добычи железной руды, русло реки изменили: ее загнали в трубы, спрятали под землю. Естественно, Саксагань стала пересыхать, мелеть. Лишившись большинства источников естественной подпитки, она какое-то время частично пополнялась за счет вод озера Соленого. Однако вечно так продолжаться не могло: если больной организм не лечить, рано или поздно он умрет. Это случилось и с Саксаганью: теперь на этой реке совершенно нет течения, как и всякий труп, она медленно гниет.
- Почему же не почистить русло реки и не восстановить течение?
- Чистить его сейчас - означает израсходовать средства, не принеся реке ни малейшей пользы.
- Звучит противоречиво…
- Никакого противоречия: реку чистили неоднократно, однако уже очень скоро она снова забивалась мусором. На настоящем этапе главное - восстановить вододвижение и довести его хотя бы до пятидесяти кубов в минуту. Если это случится, река сама себя начнет лечить, останется только помочь ей в этом. Но здесь кроется главный вопрос: как восстановить течение и вообще, - можно ли это сделать, ведь в свое время движение реки искусственно изменили? Чтобы выяснить все это, мы разослали депутатские запросы в некоторые учреждения и организации, имеющие отношение к этой проблеме. Более того, даже успели получить из некоторых ответы. В частности, в «Кривбасспроекте» ответили, что проект регулирования стока реки Саксагань выполнен и утвержден в 1947 году. В институте, к сожалению, нет полного комплекта проектной документации. В общем, по тем документам, что есть в наличии, нельзя определить, кто был генеральным проектировщиком. Есть информация, что «Кривбасспроектом» разрабатывалось два уже современных проекта очистки старицы реки, однако, в связи с финансовыми трудностями, ни один из них в жизнь воплотить не удалось.
- Представим, что вы изучили ситуацию и пришли к выводу: реку спасти можно. Где планируете брать деньги на ее реанимацию?
- Если такой вывод будет сделан и подтвержден специалистами, наша депутатская группа вынесет проект восстановления течения реки на сессию городского совета, и, мы уверены, на эти цели в городском бюджете обязательно изыщутся средства. Однако, с другой стороны, очень хотелось, чтобы на эту проблему откликнулась и вся городская громада. С тем материальным и интеллектуальным потенциалом, который имеет Кривбасс, будет стыдно, если мы не сохраним историческую, легендарную реку, давшую жизнь нашему городу, для своих детей и внуков.
- А если выяснится, что проект по изменению движения реки, разработанный в сороковые годы, навсегда и бесповоротно убил Саксагань?
- В этом случае мы, депутаты, предложим, как это и положено, похоронить мертвую реку: засыпать в Центрально-Городском районе этот потенциальный источник инфекционных заболеваний. Пусть на этом месте лучше будет сквер или парк.
- Мы с вами говорим только о Саксагани. А как обстоят дела у ее брата - Ингульца?
- С этой рекой, к счастью, все в порядке: вмешательство человека в ее естественную жизнь не причинило ей такого вреда, как Саксагани. Более того, строительство дамбы Карачуновского водохранилища принесло двойную пользу людям: во-первых, теперь большая часть города обеспечивается питьевой водой, во-вторых, для части территории Центрально-Городского района исчезла проблема традиционных весенних паводков, и, как результат, там появились новые жилые районы. Единственная проблема, которую необходимо решить, - эрозия прибрежных земель. Если ветер дует с запада и поднимает волну, вода вымывает участки берега в районе водозаборной станции, близ дамбы. В результате - падают деревья. Решить вопрос несложно: достаточно просто укрепить берег каменными валунами. А вообще хочется напомнить: в нашем регионе, где такое количество вредных промышленных выбросов, люди по-прежнему живут и дышат только благодаря воде. Именно она помогает удерживать хотя бы относительный баланс во всей экосистеме. Так что хранить и оберегать реки и озера - наша обязанность перед будущими поколениями. |