Бумажные храмы
Notice: Undefined variable: data in /home/krog/public_html/news/view.php on line 55
…Кропотливые, почти ювелирные движения ножниц и фантазия – и лист бумаги делится на линии, овалы, квадраты. Словно из глубины веков постепенно проступают тонкие контуры стен, крестов, маковок куполов. Все это оформляется в изображение храма. Темный на светлом фоне или наоборот – его контрастный графический образ отражает саму суть храма: или черное, или белое, третьего не дано. Или ты в нем, или вне его. Такова уж суть нашей веры. Это на протяжении всей своей истории интуитивно ощущало человечество. И пыталось воплотить в тех или иных формах. Так много веков назад появилась первая вытынанка.
За время своего существования этот жанр декоративно-прикладного искусства остался неизменным: художники все также пользуются только ножницами и бумагой, а их работы, как и пращуров, проникнуты каким-то неосязаемым, но очень ощутимым духовным смыслом. Это доказывает выставка, которая работает в Криворожском историко-краеведческом музее. Авторы экспозиции, приуроченной к грядущему юбилею города, - Юля Назаренко, Оля Горобец и Яна Юденко - воспитанницы школы-интерната N9, занимающиеся в кружке «Сувенир» центра детского и юношеского творчества «Мрiя», что в Ингулецком районе. Кстати, это далеко не первая выставка воспитанниц кружка: они уже неоднократно участвовали и побеждали в различных городских и областных конкурсах работ декоративно-прикладного искусства. Поскольку нынешняя выставка открылась накануне Пасхи, это главным образом и определило тематическую направленность всего цикла работ – храмы Кривого Рога, Украины и России.
По словам наставницы авторов выставки, руководителя кружка «Сувенир» Нели Бубенщиковой, создателям экспозиции предстояла долгая и кропотливая работа, в которой собственно оттачиванию мастерства резьбы по бумаге отводилась не главная роль. Сама тематика требовала от художниц глубокого и тонкого знания вопроса, ведь культовая архитектура, особенно в православии, находится в жестких тисках канона. Поэтому даже изображение храма на бумаге и из бумаги требует от изображающего точного следования оригиналу. Еще одной сложностью, возникшей в процессе подготовки работ, было то, что некоторых криворожских храмов давно уже нет. Поэтому пришлось поработать с исторической литературой, по крупицам собирая информацию о внешнем виде разрушенных большевиками церквей. В воссоздании их девочкам очень помог глава городского союза архитекторов Гиви Лукич Турабелидзе. Он тоже присутствовал на открытии выставки и очень высоко оценил профессиональное мастерство авторов. По его словам, есть какой-то особый символ в том, что храмы, ушедшие в небытие много лет назад, возрождены детьми, пускай и строительный материал - всего лишь бумага. Так, благодаря стараниям девочек, на выставке можно увидеть первую криворожскую церковь – святого Николая. Она была построена в 1863 году и просуществовала до 1934-го, когда ее разрушили большевики. Однако среди работ авторов выставки не только изображения уже не существующих храмов, но и хорошо знакомые каждому криворожанину, легко узнаваемые силуэты Спасо-Преображенского собора, других церквей города.
Есть в экспозиции и вытынанки нескольких российских храмов. Один из них – Храм на крови, не так давно возведенный в Екатеринбурге на месте кровавого убийства царской семьи.
Теперь несколько слов собственно о вытынанке как жанре народного изобразительного творчества и технологии ее изготовления.
Как говорит Неля Бубенщикова, на территории Украины этот вид декоративно-прикладного искусства известен с XVI века. К этому периоду относятся первые упоминания о нем в памятниках древнерусской литературы.
- Раньше вытынанки украшали каждый крестьянский дом, - говорит Неля Николаевна. - Причина в их простоте и доступности материала – бумаги. Например, вытынанки использовали вместо рушников, украшая ими иконы в красных углах изб.
Изначально жанрово-тематический потенциал человека, делающего вытынанку, был неограниченным – от абстрактных геометрических фигур до декоративных узоров и картинок. С другой стороны, этот жанр всегда обслуживала еще дохристианская символика, имевшая сакральное значение. То есть, когда-то давно вытынанка была чем-то вроде молитвы: изображая символы воды, плодородия, люди преклонялись перед стихиями.
Наверное, самыми известными украинцами, в той или иной мере разрабатывавшими жанр вытынанки, были Тарас Шевченко и Николай Гоголь. Например, несколько человеческих силуэтов, вырезанных Гоголем и сейчас хранятся в московских музеях.
Даже тот факт, что само слово «вытынанка» не имеет адекватных лексических или фонетических эквивалентов в русском языке, в какой-то мере подчеркивает его украинскую аутентичность. Хотя у других славянских народов и есть жанровые аналоги нашей вытынанки, у нас она имеет собственный, уникальный вид, а главное - символику и традиции.
Итак, какова технология изготовления вытынанки? Самый простейший и знакомый с детства каждому ее пример – новогодние снежинки, вырезанные из бумаги. Технология одновременно и проста, и сложна. Если предполагаемый рисунок будет иметь ось симметрии, лист бумаги складывается пополам, на него наносятся контуры будущего рисунка и аккуратно обрезается все лишнее. Однако на примере изображения церквей убеждаешься, что подобная технология здесь работает не всегда. Как, например, вырезать из бумаги храм с нечетным количеством куполов или несимметрической архитектурой? В этом случае художнику предстоит весьма кропотливая работа: он вырезает детали храма отдельно, а потом формирует их в общую картину. И главное здесь соблюсти все необходимые пропорции и не забыть о деталях, которые, как уже говорилось, строго охраняются каноном культовой архитектуры.
Не менее сложное дело – «расцветить» изображение окнами и окошечками, здесь одним вырезанием не обойдешься – можно испортить уже готовый образ. Для ювелирной доработки изображения пользуются тонким шилом: с его помощью оттачиваются тончайшие детали бумажной архитектуры. А в общем-то, чем больше поражаешься видимой простоте вытынанки, тем сильнее убеждаешься в ее сложности – столько здесь своих секретов и нюансов. Тем не менее, они не пугают увлеченных и творческих людей, таких как ученицы кружка «Сувенир». Здесь никогда не пустуют столы и стулья. Одни подрастают и уходят в другую жизнь, другие занимают их место. Это означает, что у наших исконных традиций, к сожалению, пребывающих сейчас явно не на гребне популярности, все-таки есть надежда выжить и сохраниться. Ведь теперешние дети, впитавшие их в себя, передадут знания своим детям. И так до бесконечности…
|