Живущие среди нас
Бесхитростные и не подлые
Остановка "Улица Ватутина". Около десяти человек стоят в ожидании транспорта и наблюдают за сценкой, которую устроили женщина с девочкой (судя по всему, мать с дочерью). Девочка лет 10-12 визжит, растирая по лицу грязными руками слезы вкупе с соплями. Что говорит - непонятно. Пытается сквозь рыдания что-то доказать, не выходит, поэтому начинает бить мать. Наконец женщина не выдерживает, и сама лупит дочку. Та ревёт еще сильнее, до тех пор, пока не подходит автобус. Ребенок явно болен, это понимают все.
Неподалёку от остановки стоит старое серое здание сталинской постройки – здесь расположена детская вспомогательная школа-интернат №2. В пятницу большинство детей разбирают по домам «на выходные», в этот день и можно увидеть «сценки на остановке». Воспитанники интерната отличаются от своих сверстников. Выражением лица, внешним видом, манерой поведения. Говорят, что умственно отсталые дети страдают за грехи своих родителей. Сами-то согрешить не успели… Часто родители воспитанников интерната лишены своих прав, кстати, это не только алкоголики и наркоманы, есть «лишенцы» - создатели многодетных семей, встречаются и выпускники этого же интерната – «династии» создают. А каждый третий воспитанник - из благополучной семьи.
В школе-интернате работает 63 педагога. Здесь обучаются 303 ребенка - не только из Кривого Рога, но и из сёл Днепропетровской области. 126 человек учатся в начальной школе. В классах - по 12 человек, к концу учебного года их становится больше. Откуда берутся? В течение учебного года создаются спецкомиссии, чаще при детдомах, задача которых - отсеивать недоразвитых детей и отправлять их в спецшколу.
Учить умственно отсталых детей очень тяжело. Тут и специальная программа нужна, и учебники не такие как в обычных школах. Ведь есть 13-14-летние, которым впору в первом классе сидеть. 30% детей педагогически запущены, 73% - инвалиды.
Учителя говорят, что их подопечные непосредственные, бесхитростные и не подлые...
«Всё видел, но такое…»
Здесь не учат химию, физику, иностранные языки. Объясняют, что такое свет, как пользоваться розеткой, утюгом - это физика. Нельзя пить неизвестные таблетки, растворы - это химия. Изучаемые дисциплины: арифметика, письмо, география. Особое внимание уделяют труду - 12 часов в неделю. Когда-то даже экзамен по этому предмету сдавали, благо имеются неплохие мастерские со сверлильными и токарными станками.
Живут дети в больших просторных комнатах (типа "казармы" на 24 койки), хорошо отремонтированных, расположенных на втором этаже. Питаются в столовой пока 4 раза в день, из расчёта 7 грн. 40 коп. на человека. С 1 мая перейдут на 5-разовое питание (12 грн.). Есть в меню мясо, масло, йогурт.
Финансирует заведение область, но находятся в наше нелёгкое время и добровольные жертвователи. Напротив интерната строится добротный дом. Его хозяин часто смотрел через забор, как маленькие дети бегают по двору. Однажды не выдержал, подошёл, спросил, где найти директора. Предложил свою помощь, спросил, что сегодня интернату нужнее всего? Директор Татьяна Морозова попросила «видик». Вскоре мужчина принёс видеодвойку. Ещё один доброжелатель - Татьяна Витальевна даже его не видела – привёз тумбочку под телевизор и 10 видеокассет с мультфильмами.
А недавно произошла и вовсе анекдотическая история. Воспитанники вышли вместе с учителем физкультуры на улицу. Дети со всей серьёзностью занимались построением. Около забора остановилась иномарка. Водитель долго наблюдал, как умственно отсталые ребята пытаются построиться в стройные шеренги. Они старались, но получалось плохо. Дети напряжённо соображали, как это - «по росту» построиться, перетаскивали друг друга с места на место, жаловались учителю на тупость товарищей. Водитель смотрел, смотрел, а потом подозвал «физручку», сказал: «Всё в жизни видел, но такое кино…» и вручил 20 долларов.
Однажды директор взяла своих подопечных в магазин покупать им одежду. Продавцы с жалостью смотрели на ребят и предложили лично доставить в интернат, купленные под заказ вещи. Когда сотрудники интерната получили заказ, то с удивлением обнаружили 4 лишних пары кроссовок. Вот такой маленький подарок от предпринимателей.
С огромной благодарностью Татьяна Витальевна вспоминает КЖРК и его директора Фёдора Караманица. Предприятие помогло обновить всю отопительную систему интерната, не взяв ни копейки. А по смете эта работа стоила 72 тысячи гривен. Однажды произошла авария, и нужно было срочно заменить старые трубы. Директор попросила у Фёдора Ивановича 120 метров труб. Караманиц сам приехал в интернат, осмотрел место аварии, сказал: «Да тут больше надо». И дал распоряжение выдать 160 метров труб. КЖРК перекрыл и крышу. Татьяна Морозова также благодарна за помощь председателю Жовтневого исполкома Владимиру Хисному.
Зачем плодить?
Дверь в кабинете директора интерната открыта всегда. Чуть ли не ежеминутно ее воспитанники приходят сюда со своими проблемами. Вот мальчик несет совершенно чистые тарелки. Консультируется, а нужно ли их мыть? Или девочка, которая принесла и положила на стол директора расческу и цепочку. Посторожить. И так весь день. Я пришла к Татьяне Витальевне, когда у нее на "ковре" стоял парнишка лет четырнадцати. Директор, видно в который раз, ему разъясняла: "Ты больше здесь учиться не будешь. Сегодня же отправляешься в ПНД". Я пожалела проштрафившегося, но Морозова сказала: "Это очень трудный подросток. Жестоко избивает детей. Ребята запуганы, боятся пожаловаться. Его дома бьют, а он здесь".
- Бывает и хуже, - продолжает педагог. - Вот поступил к нам новичок, ярко выраженный негативный лидер. Из школы сбегал, учиться отказывался. Зашел ко мне и говорит: "Посмотри, какая, б… умная. Я учиться все равно не буду". Я ответила, что не поняла только одно, почему я б...? Учителям с ним трудно пришлось. Одна даже мне ультиматум поставила, или он или она. Я выбрала ученика. Педагога уволила. Если учитель заставлять делать такой выбор, значит он не педагог.
А вот 3 девочки - сестры из села к нам приехали. У всех фамилии разные. Всего их 9 детей. Матери 26 лет. Первого родила в 13. Получает на всех 1300 гривен, на эти деньги и живет. Недавно еще двойню родила.
Я не удержалась и спросила у Татьяны Витальевны, зачем же умственно отсталых плодить?
- Вы это у меня спрашиваете? 20 лет работаю, а понять не могу.
- Занимаются ли ваши подопечные попрошайничеством и бродяжничеством?
- Раньше было. И сбегали и деньги просили. Сейчас полегче стало, поняли, что тут лучше, чем на улице. Последнего на "Юбилейной возле "Дома хлеба" нашли.
Конфета и лозина
- Как родители относятся к своим детям?
- По-разному. В основном детей забирают на каникулы и выходные. Но есть и такие, которые постоянно в интернате. Их 24 человека. Вот у одного мальчика мать только из тюрьмы вернулась. Замаливает грехи перед сыном, всё ему позволяет. А он на голову лезет. А у одного ученика отношения с матерью были как у кошки с котенком. Она без него жить не могла, хоть и алкоголичка. Бутылки сдаст - вкусненькое сыну купит. И он без неё не мог. А на Рождество мать умерла. Пришлось отправить парнишку в детдом под Пятихатки. У нас сироты не остаются, закон такой. В детдоме жизнь не сахар. Я как-то лично своего ученика повезла. День Святого Николая был. Набрала подарки и поехала проведать. Приезжаю, они в лохмотьях каких то. «Где же ваша одежда?» - спрашиваю. «Потерялась», - отвечают. «А что вам Святой под подушку положил?». Отвечают: «Конфету и лозину».
Татьяна Витальевна вынимает из ящика толстый конверт. Семь её бывших учеников, ставших сиротами, прислали письма в одном конверте. Когда педагоги читали, полотенце взяли, чтобы слезы вытирать. Письмо знаменитого Ваньки Жукова на деревню дедушке просто "отдыхает". Вот всего лишь несколько фраз. "Мы насобирали деньги, чтобы купить конверт", "Верните нас обратно", "Вы нам дороже всех в мире".
Позже, не выдержав издевательств в детдоме, умственно отсталая девочка Маша, собрала своих ребят из Кривого Рога и в лютый мороз, по снегу, повела всех семерых через поле. Из Пятихаток в Кривой Рог. Когда стало смеркаться, изрядно продрогнув и проголодавшись, они поняли, что заблудились. Благо, сообразили, несмотря на свой больной разум, что если идти обратно по следам, то можно выйти к людям. Пусть в ненавистный детский дом, но к теплу и горячему ужину. И вышли. И выжили.
Ну, как тут не вспомнить знаменитый советский фильм "Любовь земная". Тогда в дурдом приехали фашисты, погрузили больных пациентов в грузовики, вывезли и расстреляли. Здоровой нации нужны здоровые люди. А куда деваться им, больным?
Оказывается после окончания школы, дети продолжают учиться в ПТУ 34, 37, 14 разным рабочим специальностям. И идут работать. Основная задача интерната - социальная подготовка детей с умственными отклонениями выполнена. |