"Червоний горобець" границ не признававший
- Чи не дивакувата iдея: звiдси, з Кривбасу, – i всiм свiтом, притримуючись 48-ї паралелi? А на чому – невже таким ось катером чи вiтрильником Криворiзької дитячої флотилiї?
- Сорок восьма паралель пролягає через наше мiсто в районi КРЕСiвського водосховища, приблизно он там, за тими деревами. Враховуючи географiю, частину шляху дiйсно можна пройти водою, може, й цими плавзасобами майбутнiх криворiзьких морякiв – чом би й нi? По курсу експедицiї – де, може, пiшки, де велосипедами – будуть Братiслава, Сiетл, Мюнхен i ще багато мiст 13 держав свiту, розташованих по однiй паралелi. Наше мiсто таке велике, що його пiвнiчна частина, Терни, – на однiй прямiй з Парижем, а вже Iнгулецький район – з Вiднем. I Кривий Рiг - теж столиця в багатьох розумiннях, яка може, повинна спiлкуватися з рiзними країнами без усяких обмежень. Наша акцiя має саме таку назву: «Свiт без кордонiв».
Такой разговор вели лет семь тому назад летом на берегу известного криворожского водоема два журналиста: Валерий Козак и Степан Калинюк. Хорошо, что осталась эта встреча на кинопленке и сегодня можно узнать мечты, идеи, неожиданные предложения В. Козака от первого лица. Очень жаль, но Валерий Васильевич умер в 2000 году. «Слiд тисячолiть» - так он назвал свою акцию единения журналистов и других людей из разных городов мира, расположенных по 48-й параллели, к которой, впрочем, затем хотел присоединить и соседние: 47-ю, 49-ю. Самому ему при жизни не суждено было переступить символическую черту двух тысячелетий.
Но каким идеям Валерия Козака – смелым, оригинальным, свободным – мы все вместе хотим дать очень длинный и счастливый век, почему и сегодня, и завтра их воплощение будет желанной радостью, настоящей удачей? Об этом мы поговорили с разными людьми, теми, кто любил, знал и всегда будет высоко ценить дела, творчество В. Козака.
- Свою акцию об общении людей из многих городов 13 государств, расположенных по 48-й параллели, Валерий Васильевич задумывал еще в годы существования СССР, когда не принято было говорить об объединении журналистов, об интеграции стран с различным политическим строем, - вспоминает редактор телевидения отдела по связям со СМИ «Криворожстали» Степан КАЛИНЮК. – И эта идея с первых лет существования независимой Украины начала приобретать все более массовую поддержку: от нее оказались в восторге криворожские лицеисты и школьники, творческая и научная интеллигенция, представители «Партии зеленых», женские общественные организации, само собой, члены созданной В. Козаком Всеукраїнської Еко-Журналiстської Асоцiацiї (ВЕЖА). На первый взгляд, такая задумка не лишена была авантюризма, эпатажности. Но на самом деле быстро становилась реальностью, тем более, что возможностью сочетания международного общения с международной рекламой заинтересовались многие бизнесмены. Идеей своей акции журналисты Кривбасса точно соответствовали ширящемуся международному движению «Мир без границ». Валерий Козак мечтал о том, что в каждом городе по маршруту 48-й параллели узнают о стальной сокровищнице – Кривбассе, что мэриям всех посещенных городов будут подарены символические подковы, сделанные из криворожстальского металла. Он был уверен в том, что культурные достижения Кривого Рога – центра джаза, пантомимы, других искусств – должны стать известны всему миру. Валерий Васильевич каждым своим делом абсолютно снимал стереотип заштатности с нашего города и его людей. Примером собственной кипучей деятельности он действительно будил у окружающих стремление реализовать все желаемое. Знаете, как говорил: «Если ты захочешь взять интервью у президента США – ты это сделаешь!»
- Это он «виноват» в том, что я пришла в свое время работать в криворожскую редакцию газеты «Теленеделя», - рассказывает руководитель торговой марки «Золото Клеопатры» Татьяна ВОРОНИНА. – Я заинтересовалась публикациями В. Козака сразу, как открыла первый номер этой газеты. Тогда в нашем городе никто таким свободным образным слогом, применяя живой разговорный язык, не писал. Попыталась представить, какой автор этих публикаций. Решила, что молодой и очень остроумный. Пришла в редакцию – оказалось, ему под 50. Но уже скоро «календарный» возраст не имел значения: Валерий Козак ощущал себя молодым и независимым, что давало настоящую фору в его жизни и работе. «Я хочу, значит, я должен», - это был его принцип. Одной из его воплощенных идей стало создание футбольной команды «Червонi горобцi». В легкомысленной кепочке с шутливым логотипом этой команды, в футболке, а то и в шортах мог ходить по городу. Эпатировал народ? Вряд ли. В этом тоже проявлялся свободный стиль его жизни. Своей работой, бесконечными творческими, организаторскими идеями он создавал интересную жизнь себе и окружающим. Говорил так: «Кто не понимает меня, те – не мои друзья». А дружить, общаться с ним хотели очень многие. И когда мы несколько лет назад учреждали приз для игрока из состава «Червоних горобцiв», то задумали вручить его даже не забившему победный гол в решающей игре с соперниками. Главное – чтобы отыграл он оригинально, неожиданно, с настоящим рвением души. Так, как на самом деле жил и работал Валерий Козак.
- Надо было видеть, как увлеченно он играл в футбол, - вспоминает журналист «Червоного гiрника», член бюро городской организации НСЖУ Николай КРАМАРЕНКО. – Сам Валерий Васильевич в прошлом был спортсменом-перворазрядником, а спортивное самолюбие нашей команды «Червонi горобцi» закалял организацией матчей с самыми разными, по-своему именитыми соперниками. С кем мы только ни играли: с командой «Доброго ранку, Україно!», с разными соперниками в Запорожье, Днепропетровске, Днепродзержинске. И всегда Валерий Васильевич был самым активным генератором самых интересных творческих идей.
- Валерий Козак не боялся браться за новые дела, - рассказывает актриса музыкально-драматического театра имени Т.Г. Шевченко Галина ПЕДЧЕНКО. – Он никогда не был драматургом, но сумел написать несколько пьес. Одна из них посвящалась запретной, по сути, в бывшем СССР теме – о существовании в стране наркомании. Мы от всей души восприняли эту пьесу, она волновала зрителей и прошла на нашей сцене около 50-ти раз. Затем В. Козак создал историческую драму «Чистка» и поставил в нашем театре вместе с сыном ее главного героя – народным артистом СССР Евгением Весником. Мне довелось сыграть в этом спектакле Женю – маму Евгения, жену знаменитого первого директора «Криворожстали» Якова Весника. Помню, когда работали над постановкой, Евгений Яковлевич отмечал: он даже не предполагал, какие материалы о его родителях удастся разыскать В. Козаку в различных архивах!. А еще Валерий Васильевич был потрясающим рассказчиком. Помню, как он рассказывал о Париже после того, как побывал в этом городе. Все, что он видел, познавая мир, подтверждало его собственное убеждение: где бы ты ни жил, от тебя зависит, будешь ли ты ощущать себя центром Вселенной… |