-

   

   





 
Amwika -       , ,

Елена Черничкина
Газета "95 квартал"


Чем они там занимаются?

      Однажды, спускаясь под землю вместе со сменой, я услышала любопытный рассказ. Шахтёр поведал, что к его начальнику участка позвонила жена одного из рабочих. Женщина с возмущением заявила о «безобразии» творившемся на шахте. Муж ежедневно брал у неё 2 гривны для того, чтобы заплатить за спуск в клети – 1 грн за спуск и 1 грн за подъём на поверхность после смены. Все, кто слышал этот рассказ, дружно захохотали. Слава Богу, за это денег не берут и брать не будут. Мужичёк таким образом выманивал у своей доверчивой супруги деньги на пиво (или что покрепче).

      Именно этот рассказ и натолкнул меня на мысль написать о шахте. Ведь в городе тысячи шахтёров, а у них есть родители, жёны, дети – те, кто ежегодно празднуют день шахтёра, и даже не догадываются, что такое работа в шахте. Те, кто никогда не спускался на километровую глубину. И не спустится. И слава Богу…

      Ухнем!

      Шахта работает в три смены. Те, кто работает в первую, приезжают на работу в 7 утра. Минут на 10-15 вся смена собирается в кабинете начальника участка, чтобы получить наряд. Затем идут в баню переодеваться. Вернее, в административно-бытовой комбинат. Клеть вниз идёт в 7.30. Затем будет вторая и третья – пока не свезут всю смену. После работы первая клеть в 15.00. Собираются уже минут за 10-15. Некоторые шахтёры, уставшие после тяжёлого физического труда, сидят на корточках, закрыв глаза. Иногда кажется, что и на клеть им тяжело будет подняться. Однако, заслышав знакомый гул, откуда и силы берутся. Встают и общей массой вливаются в открытые дверцы. Сами же и шутят, что в этот момент лучше всего просто ноги поднять – в клеть внесут. И вовремя опустить – потому, что вынесут с той стороны. Интересно, все знают, что через 15 минут будет новая клеть, и ещё будет. Никого не оставят. Но хотят сесть только в первую. Смысл есть. В душевой очереди не будет, плюс перед тем, как сесть в «рабочий» автобус, можно выпить по бутылочке пива.

      Коня на скаку…

      Женщине в шахте делать нечего. Однозначно. Об этом даже статья в КЗОТе есть, где говорится, что использовать женский труд под землёй нельзя. С оговоркой – кроме работ, связанных с допустимыми физическими нагрузками. Но женщины работают. Причём даже там, где мужчины отказываются из-за низкой оплаты труда. Когда одна из шахт дала объявление о приёме на работу горнорабочих маркшейдерского отдела, пришли только женщины, вернее 20-летние девушки после техникума. Был, говорят, до этого и юноша, но раз спустившись под землю, честно сказал:

      - Если я до завтра сам себя уговорю, то приду…

      Не пришёл. Не уговорил видно за 500 грн… А девочки пришли. И работают довольно неплохо. И в шахту спускаются почти ежедневно. По забоям ходят по колено в воде, и по ходовым, восстающим на 80 метров. Вверх – вниз по узкой, тёмной, мокрой яме с теодолитом за спиной. Ещё и заочно учатся, чтобы стать маркшейдером.

      Что гонит их в шахту: безработица? возможность заработать? в 45 лет уйти на пенсию?.. романтика?

      Работают женщины под землёй сигналистками, диспетчерами, раздатчиками взрывчатки, на рудоопрокиде горнорабочими.. Даже медпункт имеется с медсестрой.

      А недавно экскурсия по поверхности была. Два десятка совсем ещё девчонок из горного техникума. С ума сойти, ну честно – одни девки!

      Жизнь моя жестянка

      Несчастные случаи в шахте происходят часто. Чаще, чем в любой другой отрасли. Несмотря на все меры, которые принимаются, чтобы их избежать. «95 квартал» об этом уже не раз рассказывал. Специфика работы такова, что люди ежедневно рискуют своей жизнью. Опасности подстерегают везде. Придя на рабочее место, шахтёр должен до начала работы удостовериться в безопасном состоянии забоя, кровли, боков выработки, крепи, исправности предохранительных устройств, действии вентиляции и т.п. Начальник участка лично проверяет каждое рабочее место.

      На шахтах ведётся точный учёт всех, спустившихся под землю и выехавших оттуда. Каждый шахтёр, после выезда немедленно отдаёт светильник и самоспасатель в ламповую. Если через 2 часа после окончания смены окажется, что светильники возвращены не все, то немедленно выясняются причины задержки людей в шахте.

      Во время взрыва в шахте людей быть не должно. После взрыва сначала спускаются горноспасатели и только потом рабочие.

      Но инструкция это одно, а жизнь – другое. У многих шахтёров, с которыми я общалась – нательные крестики. Кто может оградить бурильщика от опасности, когда во время работы над ним свисают «заколы» - нависающие куски порода, которые в любой момент могут отколоться и покалечить? Или вот совсем недавно - одного из шахтёров ударила по каске оторвавшаяся троллея под напряжением. А случай, когда в гезенке отвалился деревянный полок? Если бы парень не ухватился за лестницу, лететь бы ему 30 метров вниз. А бесконечные ямы, в которые можно по невнимательности попасть?

      Один проходчик рассказал мне случай, происшедший 10 лет назад. Засыпало породой шахтёра. Буквально на глазах моего собеседника. Пытались его спасти, но было уже поздно. Как раз поблизости оказался главный инженер. Проходчик сказал:

      - Надо бы перед поднятием хоть обтереть его от грязи, беднягу.

      Начальник ответил:

      - Незачем, бабы в бане оботрут.

      Человек запомнил это на всю жизнь. Что наша жизнь?

      Шахтёрские байки

      Как то на шахту для прохождения учебной практики прислали группу студентов. Одного из парней попросили принести «мальчика», объяснили, что «мальчик» - это ножка металлического крепления. Парень ушёл выполнять задание. Через какое-то время подходит к мастеру и говорит:

      - А хлопчик в гезенок упал.

      Мастера чуть удар не хватил. Решил, что кто-то из студентов разбился. Пока суть да дело, наконец понял, что на дне вертикальной выработки лежит ножка металлического крепления.

      Приёма нет

      Хочу заметить, что в шахту идут работать не от хорошей жизни. За труд здесь платят мало, но по сравнению с зарплатой учителя – много. Когда-то в шахтах работали каторжники или ссыльные революционеры. Сейчас сюда устроиться тяжело. Уже лет 15 на отделе кадров висит табличка «Приёма на работу нет».




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31