Золотая жила преступного мира
Одним из самых криминогенных городов бывшего Советского Союза всегда был второй по численности город Днепропетровской области — Кривой Рог. Видимо, сама история региона располагала к этому. Дело в том, что с 60-х годов промышленность города возводилась главным образом руками «химиков», которым заменили отсидку в лагерях общественно полезным трудом на вредных производствах. После окончания срока многие из добровольно-принудительных строителей развитого социализма оседали в Кривом Роге, что, конечно, не содействовало улучшению показателей. И во времена СССР столица Кривбасса пользовалась дурной славой. Не лучшее мнение о Кривом Роге и у правоохранителей независимой Украины. Этот город, пожалуй, мог бы соперничать за звание «криминальной столицы» с Одессой, Симферополем и Киевом. Сами же криворожцы родной город с более чем 700-тысячным населением называют «областным центром нереспубликанского подчинения», намекая на соперничество с Днепропетровском. Действительно, промышленный потенциал Кривого Рога ничем не уступает областному центру. В середине 90-х годов черную металлургию Кривбасса алхимики преступного мира превратили для себя в золотую жилу. В то время в Кривом Роге сосуществовали с полтора десятка бригад, кормившихся возле предприятий города.
От «бегунов-молотобойцев» до ОПГ
В середине 80-х годов в многочисленных спальных районах вытянувшегося на 120 км в длину Кривого Рога, как и во многих других «каменных джунглях» промышленных центров Советского Союза, возникает множество молодежных банд, которые с увлечением «делили асфальт». Криворожцы до сих пор помнят о подростках «бегунах-молотобойцах», которые развлекались тем, что носились по городу с молотками и крушили витрины магазинов и окна на первых этажах жилых домов. Все эти подростковые игры стали прелюдией кровавых разборок первой половины 90-х годов между бригадами, в которые переросли банды малолеток.
Одной из крупнейших преступных группировок Кривого Рога стала ОПГ «Двадцатовские», получившая свое название от спального массива 20-й квартал. Бригаду возглавлял дуэт Вадима Великоднего (Вальдемар) и Виктора Ващенко, которые позже выступили соучредителями фирмы «Триада». Начинали эти предприниматели с банального рэкета, и в скором времени дань им платили многие коммерческие предприятия города. Вскоре лидеры «двадцатовских» отказались от непосредственного потрошения бизнесменов и, скажем так, «продали лицензию» на сбор дани другим группировкам, которые регулярно отчисляли процент в общак «20-го квартала». Теплые отношения установились между «двадцатовскими» и правоохранителями: бывший заместитель местного ГУБОПа Николай Хащевой даже говорил, что они дружат семьями с Виктором Ващенко. Сами «двадцатовские» занялись торговлей металлом, хотя и тут не обходилось без нарушения закона. Постепенная легализация бизнеса сделала из Вадима Великоднего вполне респектабельного киевского бизнесмена, а вот его компаньон Виктор Ващенко по сей день вынужден скрываться и от братков, и от правоохранителей, которые подозревают его в организации нескольких убийств.
К середине 90-х годов Кривой Рог был разделен на сферы влияния между тремя главными группировками: «двадцатовскими», братьев Горпиничей и «ассирийцев». Под ними ходили больше десятка более мелких криворожских бригад. Среди этой, условно говоря, мелочи следует отметить некоторые. Например, небольшую (до 30 бойцов), но сильную ОПГ Корней, которую возглавляли братья Владимир и Николай Коринкиские. «Корни» занимались рэкетом, торговлей наркотиками и кражей цветных металлов на подконтрольной им территории жилмассива и промплощадки Северного ГОКа. Местом сбора бригады был бар «Пирамида» в кинотеатре «Восход». Жилмассив рудного управления имени Ленина контролировала группировка Александра Сазонова, Юхима, которая также торговала наркотиками и «крышевала» предпринимателей. Кроме того, «юхимовцы» пробавлялись кражей дизельного топлива. Главным союзником Юхима была ОПГ Александра Плоскодняка (Бороды). На территории рудного управления «Гвардия» хозяйничала ОПГ Пути, которая специализировалась на цветных металлах и дизтопливе. Подобные хозяева были практически в каждом районе города: в жилмассиве Даманский — ОПГ Шпака, в Саксаганском районе — ОПГ Крысы, ОПГ Жалика и ОПГ Хипака. Рынки Кривого Рога также были подконтрольны авторитетам: Заречный — Вадиму Божко, а Крытый — Анатолию Буряку (Тайсону). Список преступных группировок, опутавших город, можно было бы продолжить, но неизменным остается их род занятий — рэкет, наркотики и металл.
Ассирийцы из Кривого Рога
Интересной особенностью преступного мира Кривого Рога стала крупная этническая группировка ассирийцев (хотя криворожцы их упрямо продолжают называть греками), которые контролировали значительную часть города. Неизменным лидером криворожских ассирийцев уже несколько десятилетий является бывший катала и заядлый бильярдист 49-летний Нисан Хавшабович Асингеров по кличке Ута. Поговаривают, что свое прозвище он получил из-за особенной «утиной» походки. Но как бы там Ута ни ходил, для земляков он остается «национальным героем» местного значения. Нисан Асингеров — потомственный национальный лидер, семью которого уважают в преступном мире: такой крупный днепропетровский авторитет, как Александр Мильченко (Матрос), пока был жив, каждый год приезжал на могилу отца Уты. Главный ассириец Кривого Рога был на короткой ноге с бывшим начальником Криворожского ГУВД Александром Волковым, для материального благополучия которого сделал немало. Поговаривают, что и Волков не оставался в долгу, доходило до того, что человек, жена которого приглянулась Уте, мог на несколько дней попасть в СИЗО.
Кроме земляков-предпринимателей, которые не только боялись, но и уважали Асингерова, никогда не отказывавшего в помощи, ОПГ Уты, которую он возглавлял вместе с двумя братьями, «крышевала» Центральный рынок и водителей междугородных автобусов. Главными местами сборов ассирийцев были бар «Норд-холл», кафе «Визит» и ресторан «Калина красная». В подчинении у Асингерова, кроме собственной группировки, была бригада Нисана Меладзе, тоже по национальности ассирийца. ОПГ Меладзе контролировала казино «Рудан» и бар «Пиццерия», но главный доход приносили вымогательство и торговля наркотиками. «Славяне», зная крутой нрав ассирийцев, предпочитают с ними не ссориться, между ними существуют четкие договоренности о разграничении сфер влияния.
«Люди гибнут за металл…»
Одними из первых хороший кусок криминального пирога в Кривом Роге отхватили братья Анатолий и Александр Горпиничи по прозвищу Святые, но они же первыми и хуже, чем все остальные криворожские авторитеты, закончили свою карьеру. А начиналась она стремительно. Способствовала в этом братьям их высокопоставленная мама, которая была секретарем партии одного из районов города. Связи матери помогли наладить Святым торговлю металлом и окатышами. Впрочем, группировка Горпиничей не чуралась и рэкета. Рост влияния ОПГ Святых обусловил и возрастание аппетитов этой бригады — вплоть до конфликта с другими группировками.… В мае 1994 года братья Горпиничи решили подмять под себя часть бизнеса «двадцатовских». С Виктора Ващенко потребовали крупную сумму. Отказавшись, он получил шесть ножевых ранений и был сильно избит. Лидер «двадцатовских» на время ушел на дно, а окрыленные успехом Анатолий и Александр Горпиничи решили продолжить завоевания.
Следующей жертвой растущих амбиций Святых стал криворожский предприниматель Леонид Вульф. Он вместе со своим компаньоном Вадимом Шульманом создал в оффшорной зоне на острове Невис фирму «Еврокоммодитес», через которую в Израиль и многие другие страны отправлялись крупные партии металлопродукции. Прибыли исчислялись десятками миллионов долларов. В отличие от сих почтенных негоциантов, Горпиничи, по сути, являлись обычными агрессивными бандитами, которые не особенно задумывались, насколько законен их бизнес, но за ним, конечно, стояли люди, заинтересованные в уничтожении конкурентов на рынке металла — Вульфа и Шульмана. С их подачи старший Святой для начала просто наехал на Леонида Вульфа. Тот делиться отказался, но намек понял и стал пользоваться вооруженной охраной, в роли которой выступал его друг Сергей Швец.
История, весьма плачевно закончившаяся для старшего Горпинича, произошла 28 августа 1994 года. Святой в сопровождении вооруженного гранатой братка заявился в дом к Вульфу. В квартиру Горпинич зашел сам, там между «бизнесменами» произошло бурное выяснение отношений, и Вульф предложил выйти на улицу. Когда оба вышли во двор, Горпинич, явно не подумав, скомандовал сообщнику: «Рви его!» Но тот сообразил, что от гранаты достанется всем троим. Пока он обдумывал ситуацию, телохранитель Вульфа Сергей Швец пристрелил безоружного Горпинича. Кстати, Леонид Вульф был арестован по подозрению в убийстве, но его выпустили через несколько месяцев. Пребывание в СИЗО, возможно, спасло ему жизнь, ведь младший Горпинич клялся на похоронах брата похоронить его убийц. Не пришлось… Через полгода изувеченное тело младшего Святого нашли в одном из прудов Кривого Рога. Поговаривают, что счеты с ним свел лидер «двадцатовских» Ващенко. |