Хотим, а теперь сможем отстаивать в Кривом Роге свои интересы гораздо лучше. За счет чего?
Защита прав потребителей - составная часть защиты прав человека. В государстве с развитой экономикой потребитель осуществляет руководящую функцию на потребительском рынке. Но это возможно лишь при условии активной жизненной позиции каждого гражданина страны и государственной поддержки. Статья 42 Конституции Украины гласит: «Держава захищає права споживачiв, здiйснює контроль за якiстю i безпечнiстю продукцiї та усiх видiв послуг i робiт, сприяє дiяльностi громадських органiзацiй споживачiв».
Договор, который не обманет
- Только давайте не будем в этот раз говорить о конкретных рейдах по проверке товаров. Скажем, прежде всего, о том, чему немедля нужно научиться всем потребителям и что мы для этого делаем, - предложила в самом начале нашей беседы заместитель начальника Днепропетровского областного управления по делам защиты прав потребителей-начальник Криворожского городского управления Наталья ФИЛИПЧУК. – Всем, кто уже детально ознакомился с городской Программой по защите прав потребителей на 2005 год, ясно: одно из ее направлений – большая просветительская работа. То мероприятие, которое мы проведем завтра в коммерческом техникуме (совместно с городским Союзом потребителей), еще раз докажет, насколько серьезно в Кривом Роге взялись за воспитание в человеке цивилизованного потребителя.
Однако если юное поколение получает необходимых знаний все больше, то как же быть с явными провалами в правовой подготовке взрослых потребителей? Один из путей своей защиты, который они должны освоить, – это квалифицированное составление договоров на получение самого разного вида услуг. Сейчас, например, наше управление сталкивается с огромным количеством жалоб на выполнение работ и услуг, рекламу о которых криворожане читают в местных газетах. Причем многие из них уже наслышаны о договорах, однако составляют их не в полной мере или неправильно. Вам изготавливают мебель на заказ? Вы строго оговариваете все: срок выполнения, предоставление эскизов со всеми параметрами, дату ввоза мебели и даже то, кто транспортирует ее на ваш этаж. Обязательно получение товарного чека по установленному образцу!
Очень важные законодательные совершенствования переживает сейчас и сфера предоставления коммунальных услуг. Жалобы криворожан на их качество – одни из самых многочисленных в общем количестве обращений. С 1 января 2005 года вступил в действие Закон Украины «Про житлово-комунальнi послуги». После разработки необходимых подзаконных актов он многое может изменить в решении общих коммунальных проблем. Но многие ли из нас уже сегодня знают, что самый эффективный метод отстаивать свои права на получение качественных услуг по обеспечению теплом, горячей водой, электроэнергией, газом – это заключение соответствующих договоров с теми предприятиями, которые поставляют теплоэнергоносители и оказывают коммунальные услуги?
С 10 по 15 марта мы проводим у себя в управлении, а исполкомы райсоветов - на рынках города выставки некачественных товаров. Очень наглядные «открытые уроки» для потребителей! Но кроме того, уже до конца первого квартала, согласно городской программе-2005, на криворожских рынках их директорами должны быть созданы консультативные пункты для потребителей с участием специалистов по вопросам защиты прав потребителей исполкомов районных советов. К слову, подобный пункт уже действует по четвергам на рынке Ингулецкого района.
Анализируя поток обращений криворожан в наше управление за прошедший год, можно сказать, что их тревожит больше всего качество: непродовольственных товаров (39% письменных заявлений), продовольственных (14,9%), услуг (14,2%). Относительно радует то, что продукты питания в Кривбассе становятся, судя по этой статистике, лучше, чем раньше. Среди «вещевых» претензий особенно много касается качества обуви. Очень хочется надеяться на то, что действия нынешнего правительства по совершенствованию работы таможенных служб приведут к желаемому результату. И в магазины города, на рынки начнет поступать обувь, о которой будет действительно известно все, начиная от ее реального производителя.
Неожиданно много за последнее время было обращений по поводу некачественных мобильных телефонов. Нам даже пришлось, кроме организации проверок объектов торговли, делать соответствующие запросы в министерства и «Укрчастотнадзор». Потребителям можем посоветовать: обязательно при покупке спрашивать сертификаты на продукцию и искать на ней соответствующий значок ЕС о том, что она завезена из страны, чьи производственные стандарты соответствуют требованиям Евросоюза.
Нас часто спрашивают о том, как мы справляемся с такой массой обращений людей. Безусловно, это нелегко, но хорошо, что есть понимание важности этой работы со стороны мэра города Юрия Любоненко. Многие предпринятые им шаги оказались очень актуальными. После организации в Кривом Роге в начале прошлого года совещания с участием председателя Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарта) Леонида Школьника в составе нашего управления появились рабочие места для еще двух специалистов. Создан отдел по защите прав потребителей в составе исполкома горсовета. Разработана городская программа, каких еще не было. Уверена в том, что все это, плюс возрастающая осведомленность, компетентная активность потребителей уже скоро решит их многие «негаразды».
До 70% поступивших обращений решаются в пользу заявителя
- Мы работаем с июля 2004 года, - уточнила заведующая отделом по вопросам защиты прав потребителей исполкома горсовета Ольга ШАПОВАЛОВА. - Прежде всего, занимаемся рассмотрением обращений потребителей, участвуем, конечно, и в просветительской деятельности. Собственно, содержание нашей работы можно представить выдержкой из городской программы на 2005 год: «Захист прав громадян на територiї мiста у разi придбання, замовлення або використання ними товарiв, послуг, робiт здiйснюють Криворiзьке мiське управлiння по захисту прав споживачiв, вiддiл з питань захисту прав споживачiв виконкому мiськради та вiдповiднi спецiалiсти виконкомiв районних у мiстi рад (всього 14 чоловiк)». Речь идет о повышении уровня защиты прав потребителей, удовлетворении их потребностей в продовольственных и промышленных товарах, бытовых, коммунальных, медицинских, ремонтно-транспортных и других услугах. Это - в центре внимания органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Прием граждан в нашем отделе идет ежедневно, постоянно работает и телефон «горячей линии»: 493-04-76, по которому мы даем криворожанам необходимые консультации. В определенные дни такой же работой заняты специалисты по защите прав потребителей в исполкомах райсоветов. Что касается результативности нашей работы, то только письменных обращений за 8 месяцев существования отдела поступило более 200. После соответствующего реагирования на эти обращения по 80% из них прияты меры в пользу заявителей.
Очень важно, что депутаты городского совета на своем сессионном заседании поддержали программу защиты прав потребителей, причем с выделением средств из местного бюджета для финансирования ряда мероприятий. В частности, предусмотрен выпуск методических пособий для потребителей. Не забудем и о том, что в нынешнем учебном году в рабочее расписание криворожских школ включены часы «Основы потребительских знаний». Потребительский всеобуч действительно идет ко всем!
Общественная организация с большими планами
- Городской союз потребителей только недавно зарегистрирован в соответствии с законом Украины об общественных организациях, - отметил председатель этого союза Виктор КОРЧЕМНЫЙ. - Пока мы находимся в стадии становления, свою работу строим и согласно принятой городской программе защиты прав криворожских потребителей на 2005 год. Прежде всего поддерживаем ее информационно-просветительское направление: есть большое поле деятельности в учебных учреждениях города. Вместе со специалистами управления по защите прав потребителей подготовили информационный лист для лекционных бесед в школах, ПТУ и т. д. Вообще освещение потребительского движения средствами информации, особенно массовой - в газетах, на радио, по телевидению - должно с нашим участием становиться все более интересным, разнообразным, эффективным. Есть планы проводить массовые акции, которые не должны оставить равнодушными потребителей. В общем из пассивного состояния наш союз переходит в активное и принимает в свои ряды всех, для кого важны цели нашей работы - и отдельных криворожан, и целые коллективы.
Многое впервые
Из Программы мероприятий по защите прав потребителей в г. Кривом Роге на 2005 год
С целью реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, во исполнение Указа Президента Украины от 11.12.2002 г. «Про програму захисту прав споживачiв на 2003-2005 роки», руководствуясь Законом Украины «Про захист прав споживачiв», «Про мiсцеве самоврядування в Українi» городской совет утвердил эту программу на нынешний год. Ее основные направления: обеспечение надлежащего качества товаров, повышение уровня защиты здоровья и безопасности потребителей; защита прав потребителей в сфере услуг; правозащитная и информационно-просветительская работа. Среди ответственных за выполнение мероприятий программы - городское управление защиты прав потребителей, отдел по вопросам защиты прав потребителей исполкома горсовета и соответствующие специалисты в исполкомах районных советов, городская СЭС, ГП «Кривбасстандартметрология», управление государственной ветеринарной медицины в г. Кривом Роге, управления: жилищно-коммунального хозяйства, охраны здоровья, образования и науки, комитет по делам семьи и молодежи, служба по делам несовершеннолетних, отдел транспорта и связи, отдел быта исполкома горсовета, отдел Госавтоинспекции Криворожского городского управления УМВД Украины в Днепропетровской области.
В Программе указано, что в реализации задачи - активизировать работу по повышению эффективности использования законодательных рычагов защиты прав потребителей путем согласованных общих действий - участвуют все местные органы исполнительной власти, правоохранительные органы и органы местного самоуправления.
Впервые предусмотрено выделение средств из городского бюджета для финансирования мероприятий: подготовки и внедрения образовательных программ для населения и субъектов хозяйствования; издания методических пособий, справочников потребителя (на бумажных и электронных носителях), оформления информационных стендов; организации проведения просветительских семинаров, встреч с потребителями, субъектами хозяйствования города; изготовления, распространения социальной рекламы, информации о вреде курения и употребления алкогольных напитков. |