-

   

   





 
Amwika -       , ,

Ольга ЗАХАРЧЕНКО
Газета "Металлург", http://www.kdgmk.com.ua


Тарифы на этапе отсрочки, а предприятия, обеспечивающие нас водой, теплом и хозяйственными услугами, - на грани банкротства

      Не «Илиада» и «Энеида», у нас в городе уже около двух месяцев продолжается «тарифиада». Криворожские власти неустанно доводят до глаз и ушей всех горожан обильно минусовую информацию о финансовом неблагополучии всех основных коммунальных предприятий Кривбасса, обеспечивающих нас теплом, услугами тепло- и водоснабжения, наводящих порядок в домах и вокруг них. И это еще не все – в таком же бедственном состоянии и КП «Криворожэлектротранс», трамваев и троллейбусов которого мы оптимистически ожидаем каждый день на остановках, не вдаваясь при этом в размышления, сколько потребляет энергоносителей за сутки сам городской электротранспорт, - нам гораздо важнее, чтобы этим транспортом надежно и быстро ехать.

      Однако незнание истины не освобождает нас от ее грустных реалий: указанные предприятия на протяжении последних лет работают убыточно, качество услуг ухудшается. По мнению специалистов и городских властей, еще раз озвученному на заседании исполкома горсовета 26 января, именно из-за значительных долгов за потребленные энергоносители эти предприятия не в состоянии обеспечить бесперебойное оказание услуг.

      Сейчас их общая задолженность только за энергоносители, с учетом накопившегося за прошедшие годы, составляет ни много ни мало 700 с лишним миллионов гривен. Для тех, кто раньше не задумывался: КП «Кривбассводоканал» - не производитель, а поставщик воды. И его долги за покупную воду составляют 139 млн. грн., за потребленную электроэнергию – 35,9 млн. грн. Почти до 166 млн. грн. выросли долги за электроэнергию государственного промышленного предприятия «Кривбасспромводоснабжение». И так далее, и тому подобное.

      В прошедшем году общая задолженность составила почти 70 млн. грн., хотя обратим внимание на наш неслабый коммунальный патриотизм в минувшие 12 месяцев: процент проплат за потребленные услуги составлял если не обязательные 100, то, по крайней мере, 90%. Однако и при полной оплате услуг предприятиям не хватает средств на покрытие производственных расходов. В связи с тем, что действующие тарифы не возмещают расходы на производство услуг, эти предприятия не имеют возможности выполнять плановые и капитальные ремонты (а износ основных фондов составляет от 50 до 70%, по некоторым – до 90%).

      - Аналога такому хозяйству, как у криворожского коммунального предприятия «Скоростной трамвай», - говорит его директор Роман ТЕРЕЩЕНКО, - в Украине не существует. Подвижной состав, сооружения депо, станции, подстанции и другие коммуникации требуют постоянного внимания и технического надзора, чтобы бесперебойно и безопасно перевозить пассажиров. Учитывая предоставление бесплатного проезда отдельным категориям граждан согласно действующему законодательству, предприятие получает субвенцию из госбюджета. Но предоставляется она не в полном объеме. Возмещается лишь 20% от требуемого. Поэтому, исходя из необеспеченности финансовыми ресурсами, предприятию оказывается финансовая поддержка из городского бюджета. А он, как известно, и так напряженный. КП «Скоростной трамвай» обратилось в исполком горсовета с просьбой пересмотреть тариф на услуги по перевозке пассажиров как несоответствующий их реальной себестоимости. Недофинансирование приводит к сокращению работ, нарушению технологических процессов, увеличению перепробега, что в свою очередь влияет на аварийность. Предприятие не в состоянии проводить текущее содержание подвижного состава, туннелей, других основных фондов.

      Известный факт: электротранспорт - вид транспорта, который не может существовать без государственных субвенций, денежных поступлений и капиталовложений. Во всем мире он является убыточным и действует за счет государственных программ. Если говорить о криворожском «СТ», то расчетно-нормативная стоимость проезда 1 пассажира в нем сейчас составляет 85 коп. «Скоростники» предлагают установить для пассажиров тариф в размере 60 коп. Остальная разница с реальной стоимостью ляжет на городской бюджет, хотя, в конечном счете, все равно на нас – налогоплательщиков…

      Да и в общем городском электротранспорте дела совсем не блестящие: степень изношенности трамваев составляет 52%, треть из них необходимо списать, а из парка троллейбусов две трети уже исчерпали свой ресурс. Еще немного фактов: если в общем по Украине насыщенность трамваями на 1 км трамвайного пути составляет 1,0 (единицу), то по Кривому Рогу – только 0,8, а троллейбусами – 0,4 единицы на километр троллейбусной линии (по стране – 1,5). По оценкам специалистов, чтобы городской транспортный парк действовал эффективно и бесперебойно, необходимо докупить не менее 35 трамваев и 60 троллейбусов.

      - Предприятия жилищного хозяйства тоже находятся в сложном положении, - считает начальник УЖКХ исполкома горсовета Николай КУРДЮМОВ. – Более 50% криворожского жилого фонда было введено в эксплуатацию до 1970 года. На протяжении последних лет почти не проводятся плановые ремонты, ухудшается техническое состояние зданий.

      На услуги по содержанию домов и придомовых территорий, входящие в квартирную плату, равно как и на услуги водоснабжения и водоотведения, тарифы для населения в нашем городе не пересматривались с 2000 года, а на услуги теплоснабжения и перевозки пассажиров горэлектротранспортом – с 2003 года. За этот период значительно возросли расходы предприятий-поставщиков услуг. Прежде всего, на транспортирование природного газа, горюче-смазочные материалы, электроэнергию, материалы (металлопрокат, запорную арматуру). Вырос, как известно, до 262 грн. и уровень минимальной заработной платы (а в коммунально-жилищных предприятиях работники получают ненамного больше – свыше 300 грн.)

      По выводам управления экономики исполкома горсовета, разница между фактической стоимостью услуг и тарифами, по которым они оказывались населению на протяжении длительного времени, привела практически к банкротству предприятий жилищно-коммунального хозяйства и предприятий городского электротранспорта. Дальнейшее сдерживание тарифов на услуги тепловодоснабжения, квартирную плату и услуги по перевозке пассажиров приведет к еще более значительному росту убытков предприятий и остановке их производственной деятельности.

      На последнем заседании исполкома горсовета, где заслушивался этот вопрос (до этого в «тарифиаду» вошли еще две сессии горсовета, публикация предлагаемых тарифов в городской газете «Червоний гiрник» и т.д.), мэр Юрий Любоненко несколько раз подчеркнул: городская власть хочет принять это непопулярное решение абсолютно прозрачно, по соображениям отнюдь не политики, а только экономики. Наверное, поэтому мэр пошел на беспрецедентный шаг: предложил присутствующим журналистам задавать вопросы тут же, по ходу заседания исполкома. И, прежде всего, сам отвечал на них. Например, так: «Я держал прежние тарифы до последнего, а сейчас даже моего авторитета не хватает, чтобы поставщики газа не отказались от своего намерения закрыть задвижку, потому что Кривбасс не расплачивается с долгами за потребленный газ». Это был ответ на вопрос: почему тарифы в Кривом Роге не подняли раньше, если предприятия-поставщики уже давно работают в убыток, а предлагают сделать это сейчас, когда только-только сменилось руководство страны?

      Интересный и толковый вопрос задали журналисты: если все так затратно, какие энергосберегающие технологии внедряются на самих предприятиях? Руководитель ГП «Криворожская теплоцентраль» Александр ДОНЕЦ ответил, например, что установка генерирующих машин – это, опять-таки, затрата немалых средств, которых предприятие просто не имеет. Юрий Любоненко снова сказал, что все указанные предприятия предоставили свои предложения по новым уровням обоснованных тарифов согласно требованиям действующего законодательства, что они согласованы с УЖКХ Днепропетровской облгосадминистрации, территориальным отделением Антимонопольного комитета Украины, госинспекцией по контролю за ценами в Днепропетровской области. Вопрос рассматривался экспертной комиссией по вопросам подготовки регуляторных актов, постоянными комиссиями горсовета и всеми депутатами.

      Было повторено и утверждение о том, что с целью уменьшения нагрузки на население города предлагающиеся уровни тарифов для криворожан значительно ниже, чем для бюджетных организаций и промышленных предприятий.

      Вроде бы, все стало ясно. Кроме, впрочем, двух немаловажных вопросов: в каком обозримом будущем все мы ощутим улучшение качества оказываемых услуг? И где гарантия, что неаккуратные плательщики будут оплачивать возросшие в цене (в целом не меньше, чем на треть) услуги более добросовестно? Не зря руководители предприятий-производителей услуг столько говорят о повышении культуры платежей как об одной из главных проблем.

      Эти вопросы по-прежнему витают и в воздухе наших не всегда достаточно отапливаемых, не всегда с горячей водой квартир. Городские власти тоже решили еще раз посоветоваться с народом, а кроме того – подождать возможных решений по ценовой политике в области теплоэнергетики на уровне всей страны.

      Решение вопроса снова отложено – до февральских заседаний. Еще раз ознакомьтесь с предлагаемыми тарифами – и определитесь со своим отношением к ним с позиции главного лица: их плательщика.

      Сравнительная таблица стоимости: сколько платим и сколько платить предлагается

Услуги Единица измерения Дейст. тариф План. тариф %
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ
население грн./Гкал 65,0 85,0 30,7
горячее водоснабжение грн./1 жителя в месяц 13,02 16,73 28,5
отопление грн./кв. м 0,85 1,11 30,6
бюджетные организации грн./Гкал 80,0 92,0 15,0
другие потребители грн./Гкал 95,0 110,0 15,8
ВОДОСНАБЖЕНИЕ
население грн./куб. м 0,40 0,46 15,0
бюджетные организации грн./куб. м 0,48 0,54 12,5
другие потребители грн./куб. м 1,14 1,30 14,0
ВОДООТВЕДЕНИЕ
население грн./куб. м 0,26 0,32 23,0
бюджетные организации грн./куб. м 0,32 0,54 68,7
другие потребители грн./куб. м 1,02 1,30 27,4
КВАРТИРНАЯ ПЛАТА
при отсутствии инженерного оборудования грн./кв. м 0,19 0,26 36,8
при оборудовании газовыми или электрическими плитами, водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением или газовыми колонками грн./кв. м 0,29 0,38 31,0
при наличии лифтового оборудования грн./кв. м 0,37 0,50 35,0
СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ грн./поездка 0,50 0,60 20,0
ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ грн./поездка 0,40 0,50 25,0




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31