Триста метров тишины
Не секрет, что одним из главных неудобств криворожского скоростного трамвая является его повышенная шумность. И если большинство криворожан смирились с этой особенностью нашего подземного средства общественного передвижения, то на гостей города грохот во время прохождения тоннеля неизменно производит довольно сильное впечатление. Впрочем, ситуация начала меняться в лучшую сторону, в чем 10 декабря смогли убедиться представители городских средств массовой информации, побывавшие на презентации экспериментального обесшумленного участка пути.
Итак, сверкающий свежей краской трамвай под номером “1” отправился со станции “Городская больница N2” и с грохотом въехал в тоннель. Пока он добирался до места назначения, журналисты обратили внимание на кардинально обновленный салон вагона: пол ровный и гладкий, стены и потолок обшиты современными материалами, даже сиденья имеют приятную тканевую обивку. Как объяснили заведующий отделом транспорта и связи исполкома Криворожского горсовета Владимир Радуль и директор коммунального предприятия “Скоростной трамвай” Роман Терещенко, этот вагон первым в Кривбассе прошел капитальный ремонт в Дарницком трамвайном ремонтно-эксплуатационном депо города Киева. Кроме визуально заметных отличий, в трамвае установлены новая ходовая часть и усовершенствованная система управления. А самое главное - после ремонта новый электропоезд экономит до 45% электроэнергии и в таком режиме может прослужить 10-15 лет.
- Капремонт этого вагона, - рассказывает Р. Терещенко, - обошелся нам в 750 тысяч гривен, и это не дорого: например, стоимость нового трамвая составляет не менее 280 тысяч евро. В следующем году мы введем в эксплуатацию еще два подобных вагона, а еще планируем создать состав из трех вагонов, соединенных наподобие автобуса-“гармошки”. Причем у этого состава будет радикально обновлен салон и снижена высота пола для удобства посадки.
В разговорах о будущем трамвайного парка КП “Скоростной трамвай” мы незаметно добрались до экспериментального обесшумленного участка, который находится в тоннеле между станциями “Площадь Артема” и “Дзержинская”. Эффект был более чем неожиданным: на минуту всем показалось, что трамвай стоит на месте с выключенным двигателем, настолько поразительной была тишина в вагоне.
- К сожалению, - сказал Роман Терещенко, - протяженность экспериментального участка пока не превышает 300 метров. Но и этого достаточно для того, чтобы убедиться – опыт прошел удачно и применение подобной технологии обесшумливания в криворожских условиях более чем оправданно и целесообразно.
Идея сделать скоростной трамвай более гуманным по отношению к человеческому слуху совсем не нова и появилась, вероятно, еще в первый год работы этого вида транспорта, однако провести подобный эксперимент удалось только в этом году. Свои услуги для этого предложила чешская фирма “Квазар плюс”, которая в качестве демонстрации своих возможностей бесплатно проложила эти 300 метров. “Обесшумливание” проводилось по довольно простой технологии. По обе стороны каждого рельса прикрепили толстые куски специальной крупнопористой резины, которые и обеспечили отличные амортизационные и звукопоглощающие свойства пути.
- Наши измерения, - сообщил Роман Терещенко, - указывают на то, что уровень шума на экспериментальном участке снизился в десятки раз. По большому счету, проезжая здесь можно разговаривать шепотом. Хочу добавить, что речь идет не только о здоровье и комфорте пассажиров. Дело в том, что применение технологии обесшумливания пути положительно сказывается на эксплуатации рельсов и подвижного состава. В частности, снижается волнообразный износ рельсов и уменьшается нагрузка на ходовую часть трамвайного вагона, что, в конечном счете, экономит денежные средства.
На вопрос о том, когда путешествие в криворожском подземном транспорте станет окончательно бесшумным повсеместно, директор коммунального предприятия “Скоростной трамвай” привел следующие цифры:
- Один метр подобного пути стоит 800-850 гривен. Полную стоимость работ вы сможете подсчитать и сами, ведь общая протяженность путей криворожского скоростного трамвая составляет 14 километров. Конечно, средства будут найдены, ведь в продолжении экспериментальных работ мы сами чрезвычайно заинтересованы. Что касается собственно сроков строительства, то, например, экспериментальные 300 метров были проложены за 20 дней. При этом чехи работали исключительно по ночам, не более четырех часов в сутки, чтобы не создавать криворожанам лишних неудобств. И это вовсе не значит, что ту же работу нельзя выполнить быстрее.
Сегодня трудно сказать, какая организация конкретно займется обесшумливанием пути криворожского скоростного трамвая. Не исключено, что это будет сделано собственными силами предприятий нашего города. Единственное препятствие для этого – отсутствие специального оборудования и материалов из резины. Хотя и чехи из фирмы “Квазар плюс” также вынуждены покупать материалы на стороне, в частности, в Германии… |