10 октября - День художника
Рождение Художника - всегда непостижимое таинство, прикрытое от досужих любопытствующих глаз легкой улыбкой вечности. Путь его доступен пониманию, но лишь в призме преломления его жизни через образы, им созданные. Человек, с которым мы встретились накануне Дня художника, воистину состоявшийся Мастер. И свидетельство тому - не почетное членство в Союзе художников Украины (которого он официально и не имеет), а успешное участие в бесчисленных выставках, в том числе и зарубежных. И более всего - его работы и сама жизнь, от первых шагов и доныне наполненная постоянным поиском новых творческих форм для наиболее яркого и точного выражения смысла и сути человеческого бытия. Впрочем, художник Виктор Тополь в таких пространных представлениях не нуждается. Его имя давно и хорошо известно криворожанам и, пожалуй, еще больше - криворожстальцам. Ведь именно он стоял у истоков рождения в Кривом Роге уникального творческого союза, возникшего под эгидой комбината “Криворожсталь” в конце 80-х годов прошлого столетия, имя которому было - Центр творческой молодежи “Сплав”. И кроме традиционной темы о роли личности в искусстве, наша беседа, конечно же, коснулась и этого яркого, неординарного явления.
- Виктор, с чего же все-таки начинается художник - как это произошло с тобой?
- Честно - не знаю. Просто, сколько себя помню, всегда хотелось рисовать. Самым распространенным и доступным “инструментом” были мелки и асфальт - мы с друзьями разрисовывали все, что было можно и где только можно. Эта страсть как-то проявлялась и в школе, на уроках рисования. А вот в “художку” я в детстве не пошел. Точнее, попытка была, но вы же понимаете, в детстве мы все максималисты, нам хочется всего и сразу, а потому уроки, где предлагали рисовать какие-то совершенно неинтересные по моим понятиям вещи - пирамидки, кувшинчики, натюрморты - показались очень уж сухими, скучными. И я долго оставался этаким нигилистом, рисуя сам для себя, по своим собственным представлениям. Причем представления о себе-художнике у меня были, как и у всех начинающих, далеки от скромности. Кстати, перед армией я успел поработать на комбинате “Криворожсталь” - в паросиловом цехе. В армии мои художественные способности оказались востребованы, а вот после службы я все же изменил себе: уступил уговорам отца и поступил в горный институт на факультет промышленного и гражданского строительства.
- Почему именно туда?
- Мне нравилась архитектура, и долгое время я даже стоял перед выбором - “изо” или она. И, в общем, стройфак был хоть как-то похож на компромисс. Правда, безуспешный - я не выдержал такого мезальянса и сделал все, чтобы меня отчислили, только - не за плохую учебу (было жаль отца), а по причине моих вызывающе длинных по тем “правильным” временам волос. И когда, устав со мной воевать, ректорат принял суровое решение, я снова вернулся на комбинат (правда, уже на ТЭЦ) и решил закончить “художку” - понял, что знания все же необходимы. А позже, когда уже работал в городской художественно-оформительской мастерской, поступил во Львовский полиграфический институт, на факультет книжной графики, заочно.
- Значит ли это, что именно тогда ты окончательно определился в выборе живописи и решил завершить образование, чтобы быть профессионалом в этой области?
- Это - как сказать... То, что ничем другим я заниматься в жизни не хочу и не смогу - было уже ясно. Но я все же не сказал бы, что институт очень уж много мне дал. Хотя я честно и старательно проучился там все пять лет, и даже полностью выполнил дипломный проект. Причем такой, что его утвердили сразу же, по первому предъявлению, без всяких там консультаций - что редкость. Но на защиту диплома я просто не явился и его по сей день у меня нет...
- Что же произошло?
- Дело в том, что, выбирая тему дипломного проекта, я остановился на достаточно острой, злободневной и даже модной в то время теме экологии. Конечно, ее одобрили, но поскольку я должен был выполнить иллюстрации к какой-нибудь художественной книге соответствующей тематики, мне предложили список произведений достаточно известных на то время украинских авторов. Только я считал - чем говорить об экологии вообще, лучше обратиться к этой же проблеме на примере моего родного города, где она имела глобальный характер. И потому решил взять за основу дипломной стихи молодого криворожского автора Игоря Каплана. А он мало того, что был никому не известен - его поэтический стиль и манера отличались прямо-таки вопиющей по тем временам оригинальностью и откровенностью эмоций, образы были сложны и не всегда ясны, но в них было главное - правда, которая действительно брала за душу. Но услышав рецензии профессуры на эти тексты и свои рисунки к ним, я отказался защищаться. И вот здесь, пожалуй, сказались уже выработанные какие-то личные принципы человека и художника. Я не поехал на защиту даже после нескольких вызовов и, откровенно говоря, не жалею: я взял от института и Львова, который на то время был куда более просвещеннее и открытее новым тенденциям в искусстве, чем сама Москва, все, что они могли дать. Тем более, что как раз тогда родился “Сплав”, который стал для меня и лучшей мастерской, и лучшим институтом.
- Виктор, пожалуйста, расскажи подробнее - откуда возникла идея создания “Сплава”?
- Пожалуй, скорее всего - от безвыходности...
- ?!...
- Сейчас объясню. Видишь ли, это была вторая половина 80-х, то есть эпоха перестройки, когда новомодные слова “гласность” и “демократия” будоражили умы и чувства людей давно забытым вкусом свободы. И вместе с тем на практике, в реальной жизни эту свободу было не отыскать. В культурной сфере по-прежнему существовал идеологическо-канцелярский подход к искусству. Творческой молодежи сложно было прорваться сквозь эту отшлифованную иерархичность системы. Например, выставляться мог только член Союза художников, а попасть в эту обойму было сложно: надо было, как минимум, иметь академическое образование и работать в художественной мастерской города или области. Там же молодым художникам доверяли в лучшем случае патриотические плакаты или работы на темы преимущественно воспитательного характера. И даже получив вожделенное членство в Союзе, о полной свободе творчества можно было только мечтать. Выходом из сложившейся ситуации могло стать некое неформальное, неподвластное официальной системе творческое объединение, где молодежь могла бы свободно проявить себя. Это и был “Сплав”.
- Насколько этот центр соответствовал своему названию?
- Вот уж где поистине плавилось все: старые, отжившие свой век каноны и взгляды на живопись, архитектуру, поэзию и литературу - на искусство в целом. Фактически, идея, которая тогда возникла, - организовать некую творческую лабораторию, где был бы возможен обмен мнениями, поиск совершенно новых форм в искусстве, выражающих свежий, более откровенный и правдивый взгляд на мир. Одновременно мы хотели и как-то оживить, поднять культурный уровень нашего промышленного города, чтобы люди приходили на наши выставки и видели - в Кривбассе есть настоящее искусство, есть свои таланты.
- А сама идея - кому изначально она принадлежала?
- Впервые об этом заговорили мы втроем - художники Владимир Волегов, Юра Трикуленко и я, позже к нам присоединились Вячеслав Странник, Юра Ратуш, Юрий Зеленый. Идея понравилась, стала быстро распространяться, на ее “огонек” подтянулась способная молодежь, ищущая членства в Союзе художников - Юра Бондаренко, Вадик Зинченко, скульптор и керамист Виталий Суров и другие. Параллельно с художниками под сплавовскими “знаменами” стали объединяться молодые литераторы - Олег Павлов, Владимир Стецюк, Родион Кашель и многие другие, всех сейчас не вспомню. Возникла и театрально-литературная секция, возглавляемая Натальей Колесник. В большинстве своем многие из ребят так или иначе имели отношение к “Криворожстали” - творческие работники редакции “Металлурга”, просто рабочая молодежь. И здесь надо отдать должное тогдашнему директору комбината “Криворожсталь” Виктору Дмитриевичу Гладушу, который горячо поддержал идею создания под эгидой предприятия Центра творческой молодежи - благодаря ему нам и было выделено здание по улице Постышева.
- Через небольшой промежуток времени “Сплав” заявил о себе настолько громко, что о нем стало известно не только в нашем городе и области. О вас был даже сюжет в программе “Время”. Что стало причиной такой ошеломительной популярности?
- Наверное, чтобы достаточно полно и обоснованно ответить на этот вопрос, одного моего мнения будет мало. Я же думаю - то, что “варилось” и кипело в “Сплаве”, было настолько необычно, ярко, свежо и талантливо - ведь многие из тех, кто начинал тогда с нами, сейчас приобрели мировую славу, их имена украшают обложки самых престижных искусствоведческих изданий Европы и Америки - одним словом, он собрал вокруг себя все новое и лучшее, что было на тот момент творческого в городе, но не могло проявиться из-за упомянутых уже обстоятельств. Это во-первых. Во-вторых - я говорю сейчас только о художниках, - мы очень много выставлялись. За короткий промежуток времени у нас прошло порядка ста выставок - не только в стенах “Сплава”, но и в школах, ЖЭКах, даже на улицах города. Причем участвовать в выставках мог практически любой человек: каких-то ограничений в тематике, технике, стиле не существовало. Да и отбора работ как такового не было - это уже чуть позже пришлось ввести нечто вроде обсуждения, поскольку народ приходил разный, а хотелось показывать хороший уровень - то, что не кривя душой можно было бы назвать искусством. Все наносное, лишнее со временем отпало, но в любом случае наши работы рушили устоявшееся мнение об искусстве, были во многом скандальными. И вместе с тем (а, скорее, даже благодаря этому), наши выставки активно посещались, их смотрели все: школьники и пенсионеры, рабочие и интеллигенция. А самой скандальной была, помнится, третья по счету выставка в “Сплаве”. Из Днепропетровска внезапно приехала очень солидная комиссия - с высокими партийно-комсомольскими чинами, укрепленная искусствоведческими кадрами. И прямо в зале устроили нам буквально перекрестный допрос - вот где мне пригодились институтские знания! Но, к счастью, среди всех этих идеологических работников находилась одна из ведущих искусствоведов советской Украины - Людмила Владимировна Тверская. Ее резюме, в котором она подтвердила, что на выставке есть очень талантливые работы и, вообще, она не видит необходимости закрывать наш центр - нас и спасло. После этого случая нас оставили в покое, и мы смогли продолжать свою работу, а информация о нашем творческом центре, похоже, просочилась в центральные средства массовой информации. Кстати, позже из того же “Сплава” родилась экспериментальная художественная творческая лаборатория, а на ее основе потом возник второй в Союзе Музей современного искусства.
- Похоже, “Сплав” оставил очень яркий след в твоей творческой судьбе. Нет ли мыслей о том, чтобы как-то возродить его традиции сегодня?
- Да, “Сплав” - это целая эпоха не только в моей жизни, но и всех тех, кто в нем “варился”. Конечно, мнения о нем могут быть и наверняка есть разные. Но отрицать того, что в свое время он дал мощнейший толчок к развитию всего творческого процесса на Криворожье, - нельзя. К сожалению, эта эпоха быстро закончилась - центр в первозданном своем виде просуществовал чуть более пяти лет. Но недавно у нас, тех, кто остался и продолжает работать в городе, возникла идея провести в следующем году выставку, посвященную 20-летию создания “Сплава”. Вот и одну из последних своих работ - портрет Гладуша - я, признаться, задумал поместить в юбилейную экспозицию, как дань благодарности человеку, который помог “Сплаву” состояться.
Конечно, эту идею еще нужно продумать, оформить, но, считаю, она стоит того, чтобы воплотить ее в жизнь. Тем более, что таким образом хотелось бы как-то объединить, зажечь, что ли, молодых художников города, поднять новую энергичную “волну”. Ведь, по сути, несмотря на то, что сейчас у нас уже есть свой выставочный зал, активно выставляться, общаться и проверять на публике свои идеи молодежи сложно. А ведь без этого состояться - как художник, как личность - в искусстве просто невозможно.
P.S. Газета “Металлург” приглашает всех, кто знает и помнит историю “Сплава” - его участников и свидетелей тех событий, к продолжению начатого диалога. Всем вместе нам, возможно, удастся не только воссоздать его историю, но и пролить свет на новые интересные факты, яркие моменты из жизни и деятельности этого уникального творческого союза, возродить лучшие из сплавовских традиций. |