Конец «Укррудпрома»
Как и в ситуации с «Криворожсталью», победители конкурсов по продаже госпакетов «Укррудпрома» были известны еще до начала конкурсов.
Первые продажи предприятий, входящих в «Укррудпром», начались неожиданно и на две недели раньше предполагаемого Фондом госимущества срока.
Контрольные пакеты СевГОКа и ЦГОКа за 208 и 106 млн. грн., соответственно, ушли в собственность структур, подконтрольных группе Рината Ахметова («Систем кэпитал менеджмент»). 38%-й пакет ИнГОКа купила за 163 млн. грн. «Смарт-групп» - структура, подконтрольная российскому бизнесмену Вадиму Новинскому, чьи интересы в Украине представляет ФПГ «Приват».
Кстати, стоит отметить, что «Смарт-групп» удалось серьезно снизить стоимость покупки благодаря вовремя проведенной дополнительной эмиссии акций, которая снизила размер госпакета с контрольного до 38%-го. Суд признал допэмиссию всего за несколько дней до покупки. Очевидно, главный конкурент «Смарт-групп» – корпорация ИСД - надеялась на иной исход годичных судебных разбирательств, когда заявляла о намерении побороться за Ингулецкий горнообогатительный комбинат.
До недавней продажи «СКМ» владела 36% акций Северного ГОКа и 44% акций Центрального ГОКа. Группе «Приват» через подконтрольные ей компании принадлежали 44% акций Южного ГОКа и блокирующий пакет «Сухой Балки». Именно эти компании, надо полагать, в самом ближайшем времени будут объявлены победителями в конкурсах по продажам этих предприятий.
Что касается предприятий, где инвестор отсутствует (Криворожский железорудный и известняковые Новотроицкое и Балаклавское рудоуправления), то предпочтение при покупке их госпакетов отдается инвесторам, которые уже владеют, как минимум, блокирующим пакетом акций других предприятий, входящих в «Укррудпром». Другими словами, эти предприятия станут приятным бонусом для групп «Приват» и «СКМ».
Как и в ситуации с «Криворожсталью», победители конкурсов по продаже госпакетов «Укррудпрома» были известны еще до начала конкурсов. Напомним, что первоочередное право на приобретение оставшихся в госсобственности акций имеют инвесторы (не оффшорные компании), владеющие более 25% акций продаваемого предприятия. Стоит отметить, что еще весной этого года основными акционерами ГОКов были именно оффшорные компании. Как стало известно из последних продаж, Укррудпромовские ГОКи приобрели их главные акционеры, но не оффшоры, а резиденты. Очевидно, финансово-промышленным группам дали срок быстренько перерегистрировать пакеты ГОКов на украинские компании. И, по мере того, как это происходит, осуществляются продажи госпакетов предприятий бывшего «Укррудпрома».
Еще одна приятность для покупателей, заложенная в условиях конкурса – в госсобственности на год с момента продажи закрепляются блокирующие пакеты продаваемых предприятий. Это, несомненно, уменьшило стоимость пакетов, выставленных на продажу в этом году. Сам по себе блокирующий пакет не представляет особой ценности в ситуации, когда остальные акции уже принадлежат основному инвестору. Поэтому, не стоит ожидать, что через год эти блокирующие пакеты продадут за большие деньги.
Долго длившаяся война на парламентском уровне за главное условие приватизации «Укррудпрома» — продажу единым пакетом или по частям — закончилась в пользу лоббистов последней схемы. В случае если бы через парламент прошел законопроект о продаже единым пакетом, «Укррудпром» продавался бы еще несколько лет, учитывая все возможные суды, апелляции и пиар-войны между отечественными ФПГ. В конце-концов все закончилось бы тем же: победитель продал бы часть активов побежденному.
А следующим на очереди после «Укррудпрома» стоит еще один привлекательный актив из этой же отрасли – Мариупольский меткомбинат имени Ильича. Очевидно, стоит ожидать, что его приватизация также будет происходить, в основном, в стенах парламента, когда будет приниматься соответствующий закон, регулирующий условия продажи. В этой связи очевидным будет желание парламентариев провести эту процедуру до парламентских выборов 2006 года.
Несомненным плюсом процесса приватизации «Укррудпрома» является то, что во главу угла ставились интересы отечественных инвесторов. Правда, для этого пришлось пойти на такой не очень красивый шаг, как принятие специального закона, чем был дан повод для упреков в непрозрачности приватизации. Но не факт, что, допустив к участию в конкурсе всех желающих, то есть мощные транснациональные корпорации, Украина через несколько лет не оказалась бы в ситуации, когда все предприятия бывшего «Укррудпрома» перестали существовать. |