-

   

   





 
Amwika -       , ,

Макс СИБИРЦЕВ
Газета "Металлург", http://www.kdgmk.com.ua


Кушать подано, или Хищный оскал общепита

      Не счесть капканов, силков и ловушек, которые ежедневно подстерегают многострадального отечественного потребителя. Это и одноразовая обувь, по светлой традиции прошлого продающаяся под видом “качественной импортной продукции”, и элитное грузинское вино “Маркузани”, созданное вдали от своей солнечной родины заботливыми руками местных “виноделов” путем нехитрой ароматической ворожбы над “Портвейном” из химических “сухофруктов”. В общем дурят нашего брата, потребителя, почем зря.

      С не меньшим размахом это происходит и во многих точках общепита, причем зачастую отнюдь не в дешевых забегаловках, где “по сто грамм на разлив и карамелька”, а в с виду вполне приличных заведениях. Благо, возможностей для этого там предостаточно…

      Покупатель - “второй сорт”

      Итак, попробуйте зайти в праздничный день (а в некоторые заведения - и в непраздничный) в первое попавшееся кафе в районе Соцгорода и заказать себе, например, чашечку кофе или бутылку пива, короче, что-нибудь недорогое. Дальнейшее развитие сюжета возможно только по двум направлениям. Первое: официантка с недоумением спросит: “И все?”, брезгливо примет заказ, искривившись всем телом, и с пренебрежительной гримасой и отложит его исполнение “до лучших времен”, которые обычно настают через добрых полчаса. Оно и понятно, ведь после такого заказа вы как клиент для нее умерли не родившись: от вас не то что чаевых не дождешься, такого скрягу и на гривенник не обсчитаешь. В общем, - покупатель - “второй сорт”…

      Вариант следующий и последний - вас просто откажутся обслуживать, мол, сегодня в их элитном заведении на одного человека заказ не менее двадцати пяти гривен. Так что вы со своим кофе - давайте-давайте, на выход, нечего зря столик занимать и препятствовать росту финансового процветания кафе. Как бы вы ни пытались доказать, что вашему желудку, привыкшему к диете, никогда не вместить пантагрюелевскую дозу картошки с мясом и салата “Под шубой”, что вы просто ждете друга и хотите всего лишь чашечку растворимого кофе за семьдесят копеек, могу уверить вас: подобные доводы и аргументы упадут на грязный пол того же заведения подобно январскому снегу. И теперь уже у вас есть два выхода: либо понуро опустив голову, под торжествующими взглядами официантов, повержено направиться к выходу, либо гордо подняв ее, вступить в бой за свои права. Что ж, если деньги, которыми вы расплачиваетесь за товар или услугу, по какой-то странной причине недостаточное основание для их доказательства, можно повоевать и в правовом поле. Чтобы вооружить наших читателей и подготовить их к “битве”, мы обратились к главному специалисту Криворожского регионального отдела по делам защиты прав потребителей Василию Шпаку.

      Федя, дичь!

      Любую попытку работника объекта общественного питания установить какой-либо “потребительский минимум” заказа Василий Александрович назвал незаконной и противоречащей правилам работы заведений общепита. Проще говоря, если человек зашел в кафе и заказал даже стакан минеральной воды, он имеет право просидеть с ним весь день, при этом никто не может указать ему на дверь под тем предлогом, что потребитель отказывается от водки и жареного на гриле поросенка. В конце концов, человек может и не против дичи, да денег у него - только на стакан содовой. Не подвергать же его за это правовой дискриминации и анафеме? Кстати, отбрасывать такие “коленца” в отношении потребителя весьма чревато: виновного, в соответствии со статьей 155 Административного кодекса Украины может постичь возмездие в виде штрафа от 17 до 459 гривен, в зависимости от “тяжести содеянного”.

      Или так: вы все же решили отметить юбилей или крестины ребенка в кафе, даже согласились приобрести там ту самую “минимальную потребительскую корзину”, но и тут вас ожидает новый сюрприз. Оказывается, за салатик из огурцов-помидоров, которому в меню соответствует цена две гривны, с вас пытаются содрать, скажем, на полтинник больше. Вы делаете удивленное лицо, а шустрая официантка спешит устранить пробел в ваших знаниях: мол, разве не заметно, что крайняя справа долька огурца щедро окроплена молекулой горчицы? “Но я не просил горчицы, у меня от нее изжога”, - возмущаетесь вы, на что работник подноса ответствует: “Так положено”. Для чего это нужно? Очень просто: чем больше товаров продашь, тем больше заработаешь. И расчет здесь один - на покладистость клиента, ведь у нас люди щедрые и размашистые, что им такая мелочь. Относительно подобных “шалостей” законодательство совершенно четко говорит: при приготовлении блюда, повар обязан строго придерживаться установленных норм и рецептур, записанных в технологических карточках данного объекта общепита. Не везде, как говорится, есть место творчеству, поэтому законом строго-настрого запрещается вводить в блюдо свою “творческую нотку” предварительно не поставив клиента в известность относительно ее стоимости. Так что если вы выбрали в меню графу “Жаркое со свининой” за шесть гривен, никто не имеет права навязать вам в нагрузку какое-нибудь рагу из соловьиных язычков.

      Еще один бич многих наших заведений общепита, перешедший в наследство от прежней системы обслуживания, - обсчет клиентов. Не раз в жизни каждому из нас неправильно, причем не в нашу пользу, давали сдачу, обвешивали и обманывали. Подобное явление в нашей торговой сети так распространено, что даже смешно возмущаться по этому поводу. Более того - бесполезно, важнее знать, как обезопасить себя от подобных проявлений “сервиса”.

      Приемы активной самообороны

      Как показывает практика, зачастую мы сами и виноваты в том, что нас обманывают. Более того, именно наша обывательская пассивность до сих пор делает возможным существование приснопомянутой системы обманов-обвесов-обсчетов. Василий Шпак, например, рассказал об одном конкретном факте, когда сам потребитель отказался от защиты своих же прав. По словам Василия Александровича, в его службу обратилась женщина и сообщила, что недавно на одном из рынков города она приобрела обувь, которая, как вскоре выяснилось, оказалась некачественной. Потребительница попыталась предъявить претензии продавцу, но тот отказался заменить товар или вернуть за него деньги. Женщина пришла за помощью к “правозащитникам”. Они провели по данному факту проверку, установили нарушения правил торговли со стороны предпринимателя, в результате чего последний был “приговорен” к штрафу. Со своей стороны бизнесмен подал в суд на отдел по делам защиты прав потребителей, что в своей основе смешно: сумма наложенного на него штрафа составляла целых 17 гривен! Процесс, продавец обуви, конечно, проиграл и сотрудники отдела посоветовали потребительнице обратиться в суд с иском в отношении предпринимателя. По словам Василия Александровича, женщине неоднократно посылали письма, звонили, обещали выступить в суде на ее стороне, ведь дело было стопроцентно выигрышным, но она так и не откликнулась: наверное, решила не вступать в тяжбу, не тратить время.

      Во всем, что касается защиты своих прав, свобод и интересов надо идти до конца, ведь давно известно: дай палец - по локоть руку отхватят. Потому, если вас будут вынуждать приобрести в нагрузку к мороженому порцию жареной форели, не бойтесь - требуйте жалобную книгу, - оставленная вами запись подтвердит ваше присутствие в кафе, а, следовательно, и ваши слова. Если обслуживающий персонал не сдается и продолжает попирать священные права потребителя - ищите встречи с администрацией заведения, а уж коль и это ничего не даст, направляйтесь прямиком в отдел защиты прав потребителей и пишите, пишите заявление.




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31