Кордон между небом и землей
Если бы пропускной режим в американских аэропортах был таким же, как в украинских, башни-близнецы, возможно, до сих пор бы украшали Нью-Йорк.
Здесь вы не увидите наиболее характерных признаков государственной границы – полосатых столбов, колючей проволоки и перепаханной пограничной полосы. Линия границы в этом месте сколь конкретна, столь же и виртуальна: она проходит не по земле, воде или воздуху, а через регистрационную карточку. Это – Криворожский аэропорт. Кстати, одно из трех мест, наряду с Бориспольским и Днепропетровским аэропортами, где иностранец пересекает государственную границу Украины по сути уже находясь на ее территории, точнее, над ней.
Если есть граница, значит должны быть люди, которые бы ее охраняли. Именно этим и занимается отделение пограничного контроля «Кривой Рог-аэропорт», состоящее из 15 человек. Накануне профессионального праздника пограничников, по традиции ежегодно отмечаемого 28 мая, мы встретились с заместителем начальника КПП «Днепропетровск» капитаном Владимиром БОБЕЛЕМ.
- Владимир Васильевич, в последнее время некоторые из государственных служб претерпевают изменение своего прежнего статуса. Известно, что ветра перемен коснулись и пограничников.
- Действительно, уже почти год, со времени вступления в силу Закона Украины «О государственной пограничной службе», мы перестали быть пограничными войсками и получили статус самостоятельного правоохранительного органа специального назначения. Произошло это в связи с тем, что функции, которые выполняли погранвойска, будучи воинским подразделением, определенным образом противоречили Конституции Украины, в которой сказано: войска не могут ограничивать права людей на свободное передвижение. Таким образом, буква закона сейчас соблюдена: мы стали правоохранительным органом, наряду с милицией, только со своими собственными задачами – охрана государственной границы Украины.
- Чем же занимаются пограничники в Кривом Роге, вдалеке от собственно границы с каким-нибудь другим государством? Что отличает ваши функции от функций тех же таможенников, рядом с которыми вы работаете?
- Таможенная служба, прежде всего, осуществляет охрану экономических интересов страны. В их компетенции – контроль за всем, что касается таможенных пошлин, правилами ввоза-вывоза товаров и так далее. Наша же задача сводится к поддержанию пограничного режима на пункте пропуска, выявлению незаконных мигрантов, лиц, пытающихся пересечь границу по подложным документам, и тех, кто находится в международном или всеукраинском розыске.
Другое направление работы – пресечение попыток прохождения контрабанды, оружия, наркотиков, ценностей и других предметов, ввоз и вывоз которых запрещен или ограничен в соответствии с действующим законодательством.
- С каким видом контрабанды чаще всего приходится сталкиваться?
- Как правило, это незадекларированные валютные средства.
- И где же прячут евро-доллары?
- Чаще всего на себе, но случается, что… и в себе… Недавно, например, только на одном рейсе нами было изъято около 20 тысяч долларов, не внесенных в таможенную декларацию. Когда-то удалось изъять почти килограмм золота: его прятали в самолете в так называемом «черном ящике». В основном же ввезти пытаются продукты или запрещенные к ввозу сувениры, например, кальяны, которые по закону считаются средством наркоупотребления и потому подлежат изъятию.
- Больная тема – оружие и наркотики. Как с этим?
- Если учесть, что регулярные рейсы из нашего аэропорта осуществляются сейчас только в Стамбул, при этом летают туда в основном одни и те же люди, которых мы уже давно знаем в лицо, попыток незаконного провоза оружия или наркотиков я не припоминаю. Всем ясно: невозможно пройти через систему безопасности аэропорта, таможню и погранпост с чем-нибудь подобным. Правда, пару раз мы все же обнаруживали в багаже пассажиров предметы, имеющие опосредованное отношение к оружию. В одном случае мужчина вез с собой бронежилет, не зная, что его нужно было включить в декларацию как средство пассивной самообороны, во втором – декоративный железный меч в кожаных ножнах.
- У многих наших состоятельных сограждан сейчас в моде новое хобби: заводить дома всевозможных экзотических животных. Не было ли случаев, чтобы кто-то высаживался в аэропорту с крокодилами-бегемотами?
- Такого, к счастью, не случалось. Правда, не так давно пытались провезти двух дорогих редких попугаев. Птиц пришлось изъять и усыпить…
- Жестоко…
- Таков закон, ведь, учитывая обстановку, сложившуюся сейчас в мире с птичьим гриппом, мы не имеем права рисковать. А что, если эти птицы окажутся разносчиками этого опасного вируса? Последствия такой неосторожности могут очень дорого стоить нашей экономике.
- Профессиональный опыт и наметанный глаз пограничника – хорошо, но и без специального оборудования сегодня никуда. Что вы используете в своей работе?
- Регистрация пассажиров на рейс начинается примерно за два часа до взлета. Улетающие проверяются на металлодетекторе, их багаж – на специальной системе просмотра в проходящих лучах, потом – таможенный пост. Пред выходом в накопитель, откуда уже пассажиры следуют к трапу самолета, у них проверяются паспорта. К слову, вылететь или прибыть в наш аэропорт по фальшивому паспорту практически невозможно: мы располагаем специальным оборудованием, позволяющим распознать самую искусную подделку.
- Реалии нашего времени таковы, что, говоря о самолетах и аэропортах, просто невозможно обойти тему «воздушного» терроризма. Насколько защищены украинские, и в частности, Криворожский, аэропорты от этой международной «чумы 21-го века»?
- Могу сказать одно: в Украине система контроля и обеспечения безопасности в аэропортах всегда была гораздо строже, чем в Америке. Там, например, до известных сентябрьских событий в Нью-Йорке, правила отличались предельной либеральностью: например, пассажир мог зайти в кабину к пилоту, посмотреть, что там происходит. В настоящее же время, когда проблема терроризма встала особенно остро, всему, что связано с обеспечением безопасности полетов, уделяется повышенное внимание. И Криворожский аэропорт в этом плане не исключение: его служба авиационной безопасности прошла сертификацию в Департаменте авиационного транспорта, следовательно, в аэропорту соблюдаются все выдвигаемые к таким объектам требования. Так что проникнуть с оружием на самолет и захватить его в Криворожском аэропорту просто нереально. |