Судьба фальшивомонетчика
Какими бы ни были экономическое и политическое устройство государства, первое, о чем оно заботится, - охрана собственных интересов. Человек, посягнувший на них, в глазах власти – преступник более опасный, нежели тот, кто действует на межличностном уровне. В этой связи одним из преступлений, с особенной тщательностью пресекаемых государством, является фальшивомонетничество. Люди, делающие копии денежных знаков, столетиями преследовались и подвергались изощренным казням в назидание обществу. Тем не менее, фальшивомонетчики будут всегда, пока для них есть работа, - пока существуют сами деньги…
В середине 90-х годов нумизматические рынки Днепропетровска буквально наводнились старинными золотыми монетами. Факт внезапного появления такого количества драгоценных раритетов не мог не заинтересовать Управление по борьбе с организованной преступностью. Взятые сотрудниками «шестерки» на анализ монеты оказались фальшивкой, но фальшивкой весьма качественной: они соответствовали оригиналам буквально до мелочей, и только сложный химический анализ позволял различить подделку. Вскоре по своим каналам убоповцы установили, что «автор» фальшивок проживает в Днепропетровске.
Аристократ
Граф. Такое прозвище этот человек получил не случайно. Его всегда отличал аристократизм в поведении, подчеркнутая вежливость и тактичность, необычайная эрудиция. Внешность Графа тоже была под стать «дворянскому» прозвищу: высокий рост, прекрасное телосложение, неизменная опрятность. Даже перед собственным арестом он не забыл побриться…
Родился Граф (настоящее имя и фамилию этого человека по ряду причин мы не называем) в 1935 году. В молодости подавал надежды как способный и перспективный художник. Кто знает, как бы сложилась жизнь Графа, но в какой-то миг судьба спутала все карты: случай определил будущую «карьеру» молодого парня, заставив принципам чистого искусства предпочесть пускай и высокохудожественное, но прагматическое ремесло фальшивомонетчика…
Свой первый срок Граф получил в 1961 году. Во время хрущевской «оттепели», когда в оборот только были введены новые денежные знаки, большинство людей еще не научились отличать настоящие пореформенные купюры от фальшивок. Однажды компания молодых людей, среди которых находился и Граф, сидела в ресторане. Один из парней спросил героя нашего повествования:
- А правду говорят, что ты можешь нарисовать такую десятку, которую никто не отличит от настоящей?
- Запросто, - ответил Граф, - только нужны цветные карандаши и бумага.
За этим дело не стало: кто-то сходил в соседний канцелярский магазин и купил все необходимое. Граф освободил на столе место от тарелок и принялся за работу. На глазах у присутствующих он нарисовал десятирублевую купюру один к одному похожую на настоящую. Чтобы продемонстрировать товарищам, насколько копия похожа на оригинал, Граф подошел к барной стойке и расплатился за выпивку. Через несколько дней его арестовали. Талант молодого художника был «вознагражден» семью годами тюрьмы…
Карьерный рост
Способности днепропетровского умельца оказались востребованными и в лагере, где он отбывал наказание. К его услугам прибегали самые высокопоставленные представители власти. Так, по спецзаказу Графом был изготовлен макет медали для американских космонавтов, высадившихся на Луне. За решеткой он изготовил форму для отливки памятника советскому разведчику Рихарду Зорге, установленного позже в Японии. Простой советский заключенный неоднократно выполнял заказы семьи Индиры Ганди и других выдающихся политических деятелей.
Выйдя на волю, Граф начал работать медальером. Способности его были замечены и оценены в правительственных кругах. Вскоре он смог приобрести шикарную квартиру в Днепропетровске. Существует каталог его работ, которые выставлялись на международном аукционе произведений искусства «Сотби». Граф даже стал президентом Всемирной инженерной академии, в международном каталоге медальеров он числится под двадцать первым номером. В бывшем СССР таких людей было всего двое.
Граф делал вторые экземпляры орденов Брежнева, изготавливал награды для министра внутренних дел Советского Союза Щелокова. Кроме того, был знаком с потомками царской семьи, проживающими во Франции, для которых изготовил ладанки «Спаси и сохрани». Для шведской королевской семьи Граф сделал короны.
Такой список высокопоставленных клиентов придавал Графу убежденность в собственной неприкосновенности, поэтому он скептически относился к необходимости конспирировать свою деятельность. В одном из телефонных разговоров, который прослушивался оперативниками, Граф открыто интересовался, пользуются ли спросом его «николашки», изготовленные им для нумизматических магазинов.
Шведские фальшивки
Во время своего пребывания в Швеции, Граф сблизился с семьей короля. Монаршие особы не захотели расставаться с таким мастером-ювелиром и предложили ему принять шведское подданство, даже подыскали дом за 35 тысяч долларов. На тот момент у Графа таких денег не было, но он уже знал, как их заработать…
Шведская крона сразу привлекла мастера простотой чеканки, а также тем, что медно-латунный сплав, из которого она делается, не представляло особой сложности достать на предприятиях Днепропетровщины. Вернувшись на родину, фальшивомонетчик с усердием принялся за работу.
Первая партия фальшивых шведских крон была выпущена Графом на Днепропетровском заводе прессов. Для этого он арендовал на предприятии помещение с пресс-автоматом. Этот агрегат обслуживал семидесятилетний «подельник» Графа Лев Аронович Ройт, человек, кстати, тоже весьма колоритный. Впоследствии, на вопрос следователя: «Что конкретно вы изготавливали на своем станке?», Лев Аронович ответил:
- Ребята, что вы от меня хотите? Я старый больной человек, между прочим с очень плохим зрением. Всю свою жизнь я штамповал гайки. Ко мне пришел человек и попросил наштамповать ему кое-что. Я согласился. А что именно там было – гайки или какие-то монеты – я не приглядывался.
Во время проведения обыска в доме Ройта, хозяину стало плохо. Бригада «Скорой помощи» доставила его в больницу с первичным диагнозом «гепатит». Теперь как минимум на неделю, до окончания карантина, все контакты с больным были прерваны. Когда же, спустя семь дней, правоохранители связались с больницей и поинтересовались самочувствием пациента, получили обескураживающий ответ: первичный диагноз Льва Ароновича не подтвердился и на следующий день он выписался из стационара. По месту жительства Ройта оперативникам сообщили, что несколько дней назад Лев Аронович… уехал на ПМЖ в Израиль…
В процессе работы по данному делу при загадочных обстоятельствах погибли три человека. Первый – лаборант, помощник Графа. Второй – родной сын фальшивомонетчика. Он был курьером – доставлял отцу крупнозернистый золотой песок из Алчевска. В этом городе проживали два крупных уголовных авторитета, поддерживавших связь с руководством золотых приисков в России. Через этих людей к графу и текло золото высочайшей пробы.
Третьим будет убит в перестрелке один из этих авторитетов. Все трое умрут в короткий промежуток времени - в период следствия по делу графа. Не исключено, что таким образом кто-то просто «рубил концы».
Операция «Сделка»
В какой-то момент оперативники получили информацию, что в Днепропетровск прибыл предприниматель из Западной Украины, который решил приобрести у Графа большую партию фальшивых шведских крон. Сделка должна была состояться в гостинице «Днепропетровск», кстати, в считанных метрах от здания областного УБОП. Оговорили время встречи, при этом Граф получил строгое предупреждение, что его не будут ждать дольше 15 минут.
Номер, в котором должен был состояться акт купли-продажи, взяли под наблюдение. В назначенное время Граф на встречу не прибыл. Это было настоящее ЧП! Задерживать его было необходимо только в момент передачи фальшивых денег покупателю. Оперативники немедленно начали выяснять, почему Граф не прибыл на встречу, неужели заметил за собой «хвост»? Причина неявки оказалась банальной: у него просто не завелась машина и Графу пришлось воспользоваться такси.
В это время, устав ожидать, покупатель не спеша покинул номер и направился в ресторан. Его анкетные данные уже давно были установлены через администрацию гостиницы, видимые пути его исчезновения, как казалось правоохранителям, они перекрыли. Но это было ошибкой: через несколько минут оперативники потеряли «клиента» в ресторане. Он словно растворился в воздухе. В номере обнаружили пустой кейс, но не нашли ни единого отпечатка пальца.
В это же время Граф загрузил несколько увесистых бумажных мешков в салон такси и направился к гостинице. Выйдя из машины с небольшим дипломатом, он направился к входу. Шофер остался «стеречь» багаж пассажира в машине.
Поднявшись на третий этаж, Граф сперва прошел мимо номера покупателя. Затем вернулся, осмотрелся, и постучал в дверь. Ему открыли двое оперативников и сообщили, что он задержан. Попросили открыть дипломат. В нем оказалось несколько сотен фальшивых монет.
Спустившись вниз, правоохранители изъяли остальные фальшивки из такси. Общий же их вес, вместе с теми, что хранились дома, составил 180 килограммов! Чтобы окончательно удостовериться в подделке, правоохранители не ограничились только лишь лабораторным анализом монет: несколько десятков «произведений» Графа были отправлены в Швецию. Каково же было удивление убоповцев, когда через несколько дней они получили ответ от шведских коллег, в котором те сетовали на невнимательность украинских правоохранителей, по ошибке приславших вместо фальшивых самые настоящие монеты! И только позднее шведские эксперты выяснили, что в последний раз кроны в Швеции чеканились в 1992 году, присланные же экземпляры были сделаны несколькими годами позже.
История не кончается
Производя обыск дома у Графа, оперативники нашли фотоальбом со снимками, на которых фигурант был изображен в компании высокопоставленных кремлевских лидеров советской эпохи, шкатулку с портретом Екатерины II на крышке. В свое время руководство одного из самых престижных мировых аукционов, зная возможности Графа, просило не делать аналогов этой шкатулки. Граф же скромно выполнил четыре копии и успешно их продал.
В тайнике были обнаружены банки с золотым песком 999-й пробы, несколько килограммов чистого серебра: арест помешал Графу выполнить очень важный заказ – юбилейные медали для музыкантов оркестра Поля Мориа…
P.S. В местах лишения свободы Граф провел всего два года. Есть мнение, что его освобождение не обошлось без заступничества весьма влиятельных людей. |