-

   

   





 
Amwika -       , ,

Макс СИБИРЦЕВ
Газета "Металлург"


Дом, возвращающий детство

      Двухэтажное здание традиционной для детских садов постройки, расположенное по улице Пятихатской, 17, известно всем жителям окрестных домов. Просторный дворик с детскими павильонами, ухоженные клумбы, в летнее время пестреющие множеством цветов, птичья разноголосица в кронах деревьев. Но главное, что украшает это место, - ватага резвых ребятишек, чей смех слышится здесь отовсюду. Случайный прохожий, наблюдающий за тем, как играют дети, на первый взгляд и вообразить не сможет, какое испытание послала судьба каждому из этих малышей…

      Основанный 28 лет назад Криворожский вспомогательный дошкольный детский дом №1 был, да и остается по-прежнему единственным в Днепропетровской области детским домом, где воспитываются дети, у которых физические и умственные патологии наблюдаются в комплексе. Все 63 ребенка, живущие здесь сегодня, - сироты. Однако сироты что называется различного «происхождения»: из общего числа детей только двоих можно назвать таковыми в виду отсутствия обоих или одного родителя. Остальные же малыши - сироты социальные, то есть при живых родителях! Они оказались ненужными родным матерям, и те избавились от них. Кого оставили в родильном доме, кого отдали в Дом малютки, а кого и просто «забыли» на улице. Благо нашлись люди, которым не безразлична судьба брошенных, никому не нужных, несчастных детей: они смогли окружить малюток теплом, которого, чего греха таить, хватает даже далеко не во всех полноценных семьях…

      В дошкольный детский дом №1, как правило, поступают дети в трехлетнем возрасте из Дома малютки. Можно сказать, это те, кому в только лишь начавшейся жизни уже не повезло дважды: в первый раз - стать обузой для родной матери, во второй - оказаться неподходящей «кандидатурой» на усыновление приемными родителями. Что говорить: не каждый ведь решится стать папой или мамой чужому ребенку, да еще и с признаками умственной или физической патологии. А ведь именно такие дети воспитываются в детском доме №1. Есть здесь малыши с легкой или умеренной степенью умственной отсталости, со сложными дефектами развития, нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистыми и психическими патологиями, среди которых шизофрения, эпилепсия. Исходя из этого, основная задача работников детского учреждения состоит в проведении коррекционно-восстановительной работы с такими детьми. И ведется она с каждым ребенком, как правило, до достижения им семилетнего возраста. Однако, в зависимости от того, насколько успешно воспитанник проходит реабилитационный курс, его пребывание в детском доме может быть продлено еще на один год.

      - Триединую цель, которой добиваются 35 опытных педагогов, и среди них семеро учителей-дефектологов, семеро медиков, можно сформулировать следующим образом, - рассказывает директор детского дома №1, учитель-методист Наталья ПЕРЕГИНЕЦ, - это коррекция физических, психических и умственных недостатков детей, подготовка их к обучению в школе и, наконец, социальная реабилитация воспитанников для дальнейшей их жизни в современном социуме.

      Естественно, что успешной такая работа может быть только лишь при комплексном сочетании всех воспитательных, обучающих, развивающих подходов, а также при эффективных приемах собственно соматической реабилитации. Именно поэтому педагоги, психологи, дефектологи и врачи действуют, что называется, в одной связке. Основу их методологического багажа составляют общегосударственные программы работы с умственно отсталыми, слабослышащими детьми, с детьми, у которых наблюдаются нарушения психологического развития и интеллекта. И все же нет универсальных программ, как не существует и одинаковых людей. Каждый ребенок - это уникальная личность, следовательно подход к нему тоже должен быть сформирован на основе учета всех его индивидуальных психофизических особенностей. Поэтому все воспитанники детского дома распределены на семь групп. Есть группа, в которую входят дети с умеренной умственной отсталостью, группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, острой умственной отсталостью, задержкой психологического развития. В каждой из них работает учитель-дефектолог, который, по результатам наблюдения за воспитанниками и учитывая их особенности умственных и физических недостатков, разрабатывает индивидуальные методы коррекции этих недостатков.

      Приемов, посредством которых осуществляется психокоррекция, в арсенале врачей и педагогов много. Один из них - цветотерапия. Давно замечено, что каждый человек воспринимает один и тот же цвет по-разному, следовательно, воздействие цветов на разных людей тоже будет различным. Именно этот постулат был взят на вооружение специалистами детского дома и с успехом применяется для выравнивания психического и психологического состояния детей. Предварительно психолог наблюдает за каждым воспитанником, и на основе этого делается заключение об особенностях цветовосприятия ребенка. Например тому, кто склонен к спокойствию, больше нравятся желтый и зеленый цвета, обычно грустные дети предпочитают черный. Умелое использование разных цветов позволяет добиться потрясающих результатов: ежедневно в каждой группе меняется цветовой «девиз», в результате воспитанники постепенно учатся запоминать названия дней недели, считать. Происходит коррекция их умственных способностей.

      Другой методикой, направленной на реабилитацию детей, является ароматерапия. Для нее используются ароматические масла успокаивающего действия: воспитанники вдыхают запахи под музыку, расслабляются, повышают общий тонус организма. Слишком возбужденным детям в кроватки кладутся мешочки с мятой и мелиссой. Особенно эффективной ароматерапия оказывается для малышей с нарушением поведения и умеренной умственной отсталостью.

      По словам Натальи Ивановны, особенно эффективным методом психокоррекции, несомненно, является эстетическое воздействие на детей посредством музыки, рисования, танцев, песен. Подтверждений этому множество. Например, бывший воспитанник детского дома Юра Здольник, у которого от рождения практически отсутствовали руки, не только научился рисовать так, что его работы выставлялись даже в Киеве, но и добился практически полной реабилитации. В минувшем году многодетная американская семья, усыновлявшая его, не переставала удивляться, насколько этот ребенок был развитым и подготовленным к обучению в нормальной школе.

      Другие воспитанники детского дома ежегодно с успехом участвуют во всеукраинском фестивале «Крок до зiрок» и даже привозят оттуда заслуженные награды.

      Не чужды педагоги и инновационным методам работы с детьми. Так, под руководством учителя старшие ребята изучают основы компьютера и даже делают попытки рисовать с помощью специальных программ. С другой стороны, активно готовя воспитанников к тому, что скоро перед ними откроет дверь школа, наставники прививают детям первые знания: учат основам письма и обращения с тетрадями. Ко времени своего выпуска большинство ребят уже осваивают около половины букв алфавита.

      Прекрасно сознавая, что рано или поздно их детям придется войти во взрослую жизнь, воспитатели и учителя стремятся сделать процесс этого перехода как можно менее болезненным. На обеспечение будущей социальной адаптации, формирования у ребенка знаний и навыков, необходимых для дальнейшей жизни, с ними проводятся чисто практические занятия. На них дети в игровой форме учатся шить и вышивать, лепить вареники, сервировать стол. Пускай это только первые попытки, скорее даже игра, но именно она закладывает основу будущего этих детей.

      На протяжении всего времени пребывания ребенка под опекой коллектива детского дома, педагоги внимательно отслеживают его индивидуальные способности и задатки. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем определиться с выбором места, куда направить воспитанника. Например, если у ребенка есть склонность к творчеству - он продолжит обучение в никопольской школе для детей-сирот, где педагоги много внимания уделяют именно этой сфере деятельности. Когда воспитанник проявляет склонность к спорту, он, скорее всего, попадет в криворожскую среднюю школу-интернат для детей-сирот №9. Дети же с трудовыми задатками практически во всех случаях направляются в специальную общеобразовательную школу села Жовтневе.

      Даже по прошествии лет, когда воспитанники вырастают, устраиваются на работу, начинают полностью автономную жизнь, они по-прежнему приходят в дом, где обрели утраченное детство, где были согреты их сердца. Приходят, чтобы поблагодарить воспитателей и учителей, своим самоотверженным трудом второй раз подаривших им жизнь…




, krivoyrog.dp.ua .     Counted by MyCounter




.,3, 112
.: (056) 462-98-86, (067) 286-45-31