Марганцевое противостояние
Просматривающаяся с начала года некоторая несогласованность в отношениях предприятий, задействованных в отечественном секторе добычи и переработки марганцевой руды, может в очередной раз вылиться в открытое противостояние двух конкурирующих на данном рынке бизнес-структур. На этот раз площадкой для борьбы между крупнейшими днепропетровскими ФПГ способен сделаться Оржоникидзевский ГОК, где планируется проведение допэмиссии акций предприятия.
Конфликт в отрасли, контролируемой двумя конкурирующими бизнес-группами - "Интерпайпом" и "Приватом" - снова может перейти в быстротекущую стадию. На днях стало известно о намерении ОАО "Орджоникидзевский ГОК" (Днепропетровская обл.), крупнейшего производителя марганца, увеличить уставной фонд предприятия на 30%, доведя таким образом капитализацию до 736,13 млн. грн.
Увеличение уставного фонда планируется провести за счет допэмиссии акций ОГОКа на сумму в 184 млн. грн. По информации предприятия, целью расширения уставного фонда является "привлечение инвестиций для пополнения оборотных средств, а также для технического и социального развития компании".
Действительно, проблемы ОГОКа (контроль за которым осуществляет ФПГ "Приват") общеизвестны - по итогам 10 месяцев текущего года ОГОК стал рекордсменом по убыточности среди предприятий горно-металлургической отрасли Днепропетровщины. Падение рентабельности ОГОКа за данный период составило 27,9% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года. Таким образом, в необходимости привлечения комбинатом инвестиций вряд ли приходится сомневаться. Другое дело, что решение о проведении допэмиссии, похоже, ставит под собой еще и цель уменьшить влияние конкурентов (НПИГ "Интерпайп"), пребывающих на предприятии в качестве миноритарных акционеров.
Отметим, что борьба за передел собственности в отечественном "марганцевом" секторе имеет свои отличительные черты, несвойственные другим отраслям украинской промышленности. Проблема собственности в марганцевом секторе Украины состоит даже не в том, что добывающие и перерабатывающие предприятия отрасли контролируются двумя конкурирующими бизнес-группами. Напомним, Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи, а также Запорожский завод ферросплавов входят в состав группы "Приват", в то время как крупнейший украинский производитель ферросплавов - Никопольский завод ферросплавов - контролируется "Интерпайпом". Проблема скорее в том, что структуры, аффилированные с "Приватом" и "Интерпайпом", в данное время являются миноритарными акционерами предприятий друг друга. Так, компании Blumberg Industries (США), по слухам, связанной с "Интерпайпом", принадлежит пакет в 8,31% акций ОГОКа. С другой стороны, 13% акций НЗФ находятся в руках акционеров, близких к ФПГ "Приват". Соответственно, не имея возможности прямо влиять на процессы управления "чужими" компаниями, конкуренты, тем не менее, способны инициировать внутренние конфликты как на предприятиях, так и в отрасли в целом.
Так, в апреле ОГОК, в лице заместителя председателя правления Ильи Туза, обвинил корпорацию "Интерпайп" в попытках доведения предприятия до банкротства с помощью Blumberg Industries, с целью получения контроля над комбинатом. По заявлению г-на Туза, Blumberg Industries и компания "Сонэкс Индастриз", также аффилированная с "Интерпайпом" и являющаяся акционером комбината, пытались сорвать проведенное 18 апреля собрание акционеров, на котором акционеры утвердили увеличение уставного фонда комбината на 184 млн. гривен.
В свою очередь, "Приват" неоднократно пытался блокировать собрание акционеров НЗФ, проведенное в октябре текущего года, на котором было принято решение о смене регистратора акционеров ОАО "НЗФ" с "приватовской" на "интерпайповскую" компанию. Напомним, НЗФ, долгое время служивший "яблоком раздора" в отношениях желавших приобрести завод "Привата" и "Интерпайпа", в конце концов все же перешел в собственность к "Интерпайпу".
Другим ярким примером конфликта, уже на уровне отрасли, стала ситуация со взаимными обвинениями ГОКов и НЗФ в нарушении антимонопольного законодательства. Напомним, если в прошлом году НЗФ перерабатывал марганцевую руду, поступающую на завод с ОГОКа и МГОКа, то с нынешнего года предприятие, окончательно перешедшее под контроль "Интерпайпа", отказалось от закупок отечественного рудного сырья. В данное время, НЗФ полностью перешел на закупки сырья из дальнего зарубежья, преимущественно из Ганы и Австралии. По словам директора Никопольского завода ферросплавов Владимир Куцина, с начала года ГОКи неожиданно прекратили отгрузку сырья в адрес НЗФ, что едва не привело к чрезвычайной ситуации и вынудило руководство завода и управляющей компании искать поставщиков в дальнем зарубежье. В частности, данный факт стал причиной обвинения, сделанного весной этого года никопольским предприятием в адрес МГОка и ОГОКа в нарушении антимонопольного законодательства. По мнению руководства НЗФ, ГОКи неоправданно повышали цены на производимую продукцию. МГОК и ОГОК, в свою очередь обвинили НЗФ в злоупотреблении монопольным положением на рынке, вылившееся в отказ закупать марганцевое сырье по ценам производителей.
В то же время, "Интерпайп" пока официально отмежевывается от факта наличия конфликта интересов группы с интересами "Привата". В частности, г-н Куцин на днях счел нужным опровергнуть слухи о том, что его предприятие отказывается закупать продукцию МГОКа и ОГОКа из-за корпоративных интересов. По его словам, основная причина отказа - низкое качество продукции МГОКа и ОГОКа, в которой содержится слишком много фосфора. Однако, в этой связи нельзя не отметить, что технологические мощности НЗФ в свое время планировалось использовать именно для переработки руды, поставляемой с марганцевых ГОКов, находящихся в непосредственной близости от ферросплавного завода. Усомниться в экономической целесообразности решения про закупку марганцевой руды за рубежом дает повод и относительно низкий прирост рентабельности НЗФ за 10 месяцев текущего года (1,3%), по сравнению с другими предприятиями "Интерпайпа" (14%).
Таким образом, на отечественном марганцевом рынке в данное время наблюдается совершенно уникальная ситуация - добывающие предприятия предпочитают отгружать продукцию за рубеж, в то время как перерабатывающий завод вынужден обращаться за сырьем также к партнерам из дальнего зарубежья. И, если схожая ситуация, присутствующая на рынке железной руды, имеет под собой вполне обоснованную экономическую подоплеку, то здесь, по всей видимости, конфликт ФПГ все же присутствует "в чистом виде", несмотря на заверения представителей бизнес-групп в противоположном. |