Обогащение ценой в миллиард
Зарубежные инвестиции в скором времени могут "добраться" и до самого, пожалуй, закрытого для иностранного капитала сектора украинской экономики - горно-металлургического комплекса. Объектом, впервые серьезно заинтересовавшим иностранных инвесторов, стал давно сделавшийся нарицательным КГОКОР (Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд). Комбинат, в разные времена становившийся "камнем преткновения" в межгосударственных отношениях украинского правительства с восточноевропейскими соседями, в недалеком будущем может перейти в руки одной из ведущих металлургических корпораций в мире - LNM Group.
Один из крупнейших украинских "долгостроев" - Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд (КГОКОР, Долинская, Кировоградская обл.) - в скором будущем способен обрести желанного инвестора. Недостроенный комбинат, история которого насчитывает уже 20 лет, является объектом как невероятно привлекательным в силу своей уникальности даже для мировой металлургии, так и не менее проблемным, учитывая значительные средства, которые инвестор должен будет вкладывать на протяжении нескольких лет лишь для поддержания предприятия "на плаву". Именно последний фактор и становился преградой для инвесторов на протяжении всех лет с момента остановки его строительства.
Однако теперь государству, похоже, удалось найти собственника, которого не смущают ни высокая стоимость инвестобязательств, ни достаточно долгий срок, необходимый для введения в действие нового лидера украинской обогатительной отрасли. На днях международная корпорация LNM Group подтвердила свои намерения купить у государства принадлежащий последнему пакет в 56,4% акций предприятия, введение в строй которого способно обеспечить сырьем большинство европейских меткомбинатов, входящих в состав индийско-голландско-британского холдинга. Впрочем, термин "купить" тут не совсем уместен - продажная цена пакета (1 грн.) является покупкой лишь в юридическом толковании. Примечательна, однако, не продажная цена, а стоимость инвестиций - для запуска КГОКОРа в строй LNM придется выложить не менее $1 млрд., что делает КГОКОР самым дорогим зарубежным бизнес-проектом на территории Украины. Однако в долгосрочной перспективе, реальная цена за комбинат не выглядит такой уж огромной, с учетом всей привлекательности "работающего" КГОКОРа.
Окисленные руды и "с чем его едят"
Сейчас в Украине добываются три основных промышленных типа железных руд: богатые руды (содержание железа в которых - более 46%), непосредственно используемые в металлургии, а также магнетитовые и окисленные железистые кварциты, требующие обогащения. Богатые руды (их запасы по промышленным категориям насчитывают свыше 1 млрд. 200 млн. т), добыча которых производится преимущественно подземным способом, залегают среди окисленных кварцитов. Магнетитовые кварциты (свыше 10% железа), запасы которых насчитывают более чем 16 млрд. т, добывают главным образом карьерным способом, а в последние годы и шахтным. Добыча же собственно окисленных руд (30 - 46% железа), также нередко залегающих среди магнетитовых, подразумевает открытый способ.
В то же время, технология, применяемая на отечественных железорудных и обогатительных комбинатах, предполагает обогащение лишь магнетитовых руд. Извлекаемые параллельно окисленные (гематитовые) руды долгое время считались негодными для обогащения и складывались среди отходов производства (т.н. "хвостов"). Таким образом, к началу 80-х годов, практически каждый ГОК, помимо отходов производства, располагал и значительными объемами окисленных кварцитов, накопившихся в рудных отвалах. Однако, разработанная в конце 70-х несколькими научными институтами схема извлечения железа из гематитовых руд, наряду с наличием добытых запасов сырья, обусловили договоренность о начале строительства КГОКОРа, базовыми для которого являются именно гематитовые руды. Плановые производственные мощности предприятия составляют 10 млн.т окатышей, что автоматически делает комбинат крупнейшим поставщиком железорудного сырья в Украине.
Примечание: Приведенные цифры запасов руды содержат данные по Криворожскому железорудному бассейну (85% общеукраинских запасов).
История неудавшегося строительства
В 1983 году в Берлине было подписано многостороннее соглашение между СССР, Румынией, Словакией, Болгарией и ГДР об организации сотрудничества по строительству КГОКОРа. Непосредственно строительство началось в 1986 году. До 1991 года было выполнено порядка 70% работ, необходимых для пуска комбината. Из $2,4 млрд., необходимых для завершения строительства, к 1991 году было выполнено работ на сумму около $1,6 млрд. (оценки внесенных инвестиций колеблются от 1594,2 миллиона долларов до 1649,1 миллиона долларов).
Далее, однако, дела пошли не так гладко. Строительство застопорилось по банальной в те годы причине - отсутствию средств. Оставшиеся единственными партнерами Украины (как преемницы СССР в проекте) Румыния и Словакия, также отказались финансировать проект. Более того, прежде заинтересованная в достройке словацкая сторона начала требовать возврата Украиной вложенных средств, переведя проблему в плоскость уже межгосударственных отношений. Так, словацкая сторона (компания VSZ) предложила перевести свою долю доля в 15,6% акций в КГОКОРе (часть Румынии - 28%) в государственный долг. Однако даже эта сумма явно оказалась "непосильной ношей" для госбюджета, что никак не способствовало улучшению взаимоотношений стран.
Что же касается отношения к КГОКОРу украинских бизнес-групп, то они скорее склонны были бороться за передел собственности в уже работающих предприятиях сектора, чем вкладывать средства в КГОКОР. Исключением некоторое время являлась группа "УкрСиббанк", заинтересовавшаяся КГОКОРом в начале текущего года. Харьковская ФПГ, через подконтрольную структуру "Украинская металлургическая компания" (далее - УМК) выразила намерение принять участие в достройке комбината совместно с группой иностранных инвесторов, среди которых назывались даже китайские партнеры. Однако немногим позже УМК сумела выиграть борьбу у "Привата" за Северный ГОК, и, войдя, таким образом, в число игроков железорудного сектора Украины, потеряла интерес к КГОКОРу, требующему значительно больших вложений, чем любой другой украинский "металлургический проект".
Примерно в то же время стало известно о визите в Киев главы LNM Лакшми Миттала для переговоров с Леонидом Кучмой о приобретении КГОКОРа. В частности, появилась информация о намерении LNM получить под контроль украинской доли в комбинате при условии предоставлении потенциальному инвестору права ведения переговоров со словаками и румынами. Дало повод "подозревать" LNM в интересе к комбинату и спешное создание в начале ноября межведомственной рабочей группы для проведения консультаций со странами - участницами строительства КГОКОРа и потенциальными инвесторами относительно его последующего строительства. Уверенность же в намерениях LNM появилась после обнародования факта проведения на КГОКОРе аудита, инициированного глобальной стальной корпорацией, по результатам которого LNM Group подтвердила готовность вкладывать средства в достройку комбината.
Справка:
LNM Group является вторым в мире производителем стальной продукции, выплавив в прошлом году более 36 млн.т. стали. Численность рабочих на предприятиях, входящих в LNM Group - более 120 тыс. В состав группы входят LNM Holdings N.V. and Ispat International N.V. Акции Ispat International N.V. размещаются на Нью-Йоркской и Амстердамской фондовых биржах. В текущем году LNM Group планирует произвести около 38 млн.т. стали, получив при этом доход более $12 млрд. На данный момент группа владеет интегрированными мощностями по производству стали в 12 странах, среди которых США, Канада, Франция и Германия. К восточноевропейским активам LNM относятся Ispat Hova Hut (Чехия), Polskie Huty Stali S.A. (Польша) Ispat Sidex, Sinerurgica Hunedoara и Petrotub Roman (все - Румыния). Компания также участвует в приватизационных процессах в венгерской и польской металлургических отраслях (заводы Dunaferr и Huty Chestohova). Группой руководит индийский бизнесмен, гражданин Великобритании Лакшми Миттал.
По словам директора по капитальному строительству КГОКОРа Леонида Абрамовича, LNM Group уже приступила к переговорам относительно покупки словацкой и румынской долей предприятия, для обеспечения 100% контроля над КГОКОРом. Лакшми Миттал в письме, направленном Николаю Азарову, также выразил надежду, что возглавляемая им группа получит украинский пакет акций на протяжении первой половины следующего года. По расчетам предприятия, для достройки и ввода в строй первой очереди (два сепаратора мощностью 3,3 млн. т каждый) необходимо около $200 млн, а всего в комбинат придется вложить порядка $1 млрд.
"Да и нет". Не говорите...
Преимущества КГОКОРа очевидны. Во-первых, это уникальная технология, позволяющая использовать отходы производства остальных ГОКов. Вторым преимуществом КГОКОРа является низкая стоимость и доступность сырья для комбината. Последнее включает в себя близость Криворожского железорудного бассейна, в том числе Восточно-Валявкинского месторождения окисленных руд (с запасами свыше 1 млрд. т), которые залегают на малых глубинах и будут добываться карьерным способом. Наконец, значительные объемы производства делают возможной экономию еще и на масштабах предприятия.
Более, того, в отличие от многих объектов, приватизируемых "под инвестобязательства" и требующих неукоснительного контроля со стороны государства за соблюдением данных обязательств, КГОКОР является "автономным" инвестпроектом. Проще говоря, новый собственник комбината становится более заинтересованным в скорейшем выполнении всех действий, необходимых для запуска КГОКОРа, чем государственные органы, выполняющие с момента передачи роль скорее наблюдателей, чем участником процесса достройки, что, безусловно, следует считать весомым "плюсом" для правительства.
Однако, кажущийся на первый взгляд беспроблемным вариант с передачей КГОКОРа в руки иностранного холдинга, имеет, как и любая сделка такого масштаба, свои "подводные камни". Прежде всего, сам факт запуска КГОКОРа в строй невозможно рассматривать лишь с позитивной точки зрения в связи с экологическими проблемами, которые повлечет за собой вступление комбината в действие. Так, обогащение окисленных руд по "КГОКОРовской" технологии подразумевает использование серной кислоты, с последующим в процессе обогащения руды выделением сероводорода и сернистых ангидридов.
Следующая проблема, способная возникнуть в процессе перехода КГОКОРа к LNM Group, состоит в необходимости договоренностей компании со словацкими и румынскими инвесторами. Интрига тут заключается в том, что словацкая компания VSZ, за которой числится словацкая доля, входит в состав холдинга U.S. Steel, ведущего соперничество с LNM Group за монопольное положение на рынках Центральной и Восточной Европы. Так, нежелание американской корпорации усиливать конкурента может привести к ужесточению условий, на которых словацкая сторона согласится на передачу КГОКОРа LNM. В частности, если ранее VSZ соглашалась отдать долю в КГОКОРе в обмен на возвращение вложенных ранее средств, то теперь не исключен вариант, при котором VSZ потребует либо долевое участие в управлении и прибылях комбината, либо запросит большую сумму за "отказ от претензий". В любом случае, такие условия могут сделать проект невыгодным уже и для LNM, что может привести к потере инвестором интереса к достройке.
Другая острая проблема способна возникнуть "внутри" Украины, что может быть связано с нежеланием отечественных бизнес-груп, так или иначе занимающих монопольное положение на рынке железорудного сырья, в получении сильного и организованного зарубежного конкурента. В случае запуска КГОКОРа, LNM Group займет ведущее положение на сырьевом рынке и, таким образом, получит возможность прямо влиять на внутренних конкурентов, что, естественно, не вызовет восторга у структур, ныне стоящих "у руля" железорудного сектора. В связи с этим, желание государства передать КГОКОР под контроль структуре, пусть даже стоящей сейчас в стороне от всех перипетий отечественного металлургического бизнеса, вполне может быть "встречено в штыки" украинскими ФПГ. Учитывая же тесную связь экономики с политикой, наблюдаемую в Украине, не исключен вариант, при котором незаинтересованные в приходе в страну LNM бизнес-группы будут использовать политические рычаги влияния на решение о передаче "обогатительного гиганта" глобальному инвестору.
Украинский железорудный сектор: собственники
Северный ГОК - "УкрСиббанк"
Центральный ГОК - System Capital Management
Южный ГОК - "Приват"
Ингулецкий ГОК - "Приват"
Новокриворожский ГОК - КГГМК "Криворожсталь"
Криворожский железорудный комбинат - Государство
Запорожский железорудный комбинат - "Запорожсталь"
Полтавский ГОК - "Финансы и Кредит"
РУ "Сухая Балка" - "Приват"
Приведенная информация получена из открытых источников и не претендует на полноту
Однако, учитывая как "горячее" желание правительства избавиться от проблемного долгостроя как можно скорее, так и наблюдаемую несогласованность (если не сказать больше) во взаимоотношениях украинских ФПГ, более реальным выглядит вариант, при котором все заинтересованные бизнес-группы предпочтут действовать по схеме "ни нашим, не вашим". Иными словами, нежелание каждой группы усиливать непосредственного конкурента, может сыграть на руку LNM как конкуренту "дальнему", и, что более важно, не вовлеченному в текущий процесс передела госсобственности. Плюс ко всему, работа КГОКОРа начнется, даже при самом оптимистическом прогнозе, не ранее чем в 2005 году. Появление конкурента, таким образом, отодвигается на достаточно долгий, по украинским меркам, срок, что, по всей видимости, вполне устроит нынешних игроков в краткосрочной перспективе.
Все же, как кажется "со стороны", в передаче КГОКОРа LNM Group сейчас больше позитивных, чем негативных, моментов. Во-первых, КГОКОР особенно привлекателен именно для LNM - группы, активно приватизирующей "металлургическую" госсобственность в Восточной Европе - для упрочения еще и "сырьевых позиций" на данных рынках. Так, само намерение LNM по покупке КГОКОРа, мощности даже первой очереди которого значительно превышают потребности имеющихся в распоряжении группы заводов, может свидетельствовать об уверенности индийских инвесторов в своих хороших перспективах в странах Восточной Европы.
Во-вторых, передача комбината в частные руки избавит государство практически от всех проблем с "долгоиграющим строительством". Наконец, приход инвестора, имеющего позитивную репутацию в мире, может стать свидетельством привлекательности Украины в глазах потенциальных партнеров и стать фактором привлечения инвестиций как в ГМК, так и другие сектора экономики. Впрочем, на текущий момент интересы всех заинтересованных сторон близки к совпадению, что в очередной раз говорит в пользу положительного и, что немаловажно, бесконфликтного, разрешения ситуации с КГОКОРом. |