Днепропетровская увертюра
Во всяком случае, двум министрам, Николаю Азарову и Валерию Хорошковскому, пришлось отпуск прервать. Злые языки, основываясь на предшествующих событиях, предрекают, что подобные срочные вызовы в Киев обычно не к добру. Впрочем, все это только начало большой игры, ставка в которой - пост президента.
Смена губернаторов в Украине дело не столько кадровое, сколько политическое. Тем более, если речь идет о крупном в промышленном и финансовом отношении регионе. Да и электоральный потенциал приобретает все большее значение. Последние кадровые перестановки в среде губернаторов вызвали оживленные комментарии. Если о черновицком руководителе давно говорили, что его пора менять, то полтавский начал работать совсем недавно. По старой традиции, по крайней мере, год должны были дать поработать и поруководить. Однако, что-то стало не до традиций, а это очень показательно.
Причины перестановок: реальные и мнимые
Главной декларируемой причиной увольнения трех губернаторов стали недостатки в работе и неумение противодействовать скачку цен на продовольственные товары первой необходимости. Проблема, конечно, есть. Но, во-первых, в этих областях положение было не хуже, чем в других, а по некоторым параметрам даже лучше. Во всяком случае, Днепропетровская область была не среди последних. По всему видно, что выбор "мальчиков для бития" определялся совсем не проблемами в экономике, в частности, нашей области. Они есть у всех. Скорее всего, кадровые решения несут на себе печать политическую. Вызваны они были не региональными проблемами, а столичными. Весь кадровый сыр-бор был затеян ради Днепропетровска, остальные просто прихвачены за компанию. Нельзя же было, в самом деле, менять только одного губернатора, цены прыгнули во всех областях, а других причин найти не сумели. Из-за необходимости соблюдать внешние приличия пострадали руководители и других областей.
О возможной смене руководителя Днепропетровской области в последнее время не говорил разве что ленивый. И, тем не менее, Николай Швец проработал на этом посту больше всех своих предшественников и, скорее всего, мог работать еще минимум год. Подвела его изменяющаяся расстановка политических сил в столице. То, что могло произойти глубокой осенью или ранней весной, начало происходить сейчас. Видимо, кому-то очень стало "уж замуж невтерпеж".
В пропрезидентском лагере сложилось три центра сил. Первый связан с премьером и донецкой группировкой, лоббистом которой выступает Виктор Янукович. Второй возглавляет руководитель администрации президента Виктор Медведчук. Третий еще полностью не оформился организационно, но в нем группируются оставшиеся политические силы - "Трудовая Украина", аграрии и другие. В стане оппозиции также нет единства. Коммунисты, несомненно, пойдут на выборы сами по себе. Любые союзы, блоки и коалиции им только во вред. Социалисты пока ищут корабль, в кильватер которому они смогли бы пристроиться. Вполне может так получиться, что они его не найдут. БЮТ не прочь с кем-нибудь соединиться, но только на собственных условиях, не слишком беря в расчет интересы потенциальных союзников. И, наконец, "Наша Украина", претендующая на роль флагмана.
Раздробленность, как в том, так и в другом лагере создали условия для неустойчивого равновесия, которое должно было сохраняться, чтобы выкристаллизовались условия для каких-либо договоренностей на ближайший период. Заключение союзов и выполнение принятых обязательств не в традициях украинской политики и политиков. Поэтому загадывать на достаточно длительный срок и на основании таких прогнозов строить политические системы никто не решится. Себе обойдется дороже. Экономические неурядицы и их скрытая политическая подоплека в очередной раз подтвердили зыбкость прогнозов и песочное основание политических замков.
Антидонецкие конвульсии Рассматривая расклады на украинской политической сцене, необходимо отметить принципиальную разницу между положением в пропрезидентском лагере и в оппозиционном. В первом три сложившихся к настоящему времени группировки примерно равны по силам, ресурсам и политической массе. У оппозиции ситуация совершенно другая. Если исключить из рассмотрения коммунистов, то СПУ и БЮТ гораздо слабее "Нашей Украины", вместе и тем более порознь. В условиях нулевой равнодействующей сил в лагере большинства легко прогнозировать попытки договориться с Виктором Ющенко. Блок части большинства с ним позволит создать необходимый политический перевес, обеспечивающий победу на выборах. Каждая из составляющих большинства сейчас гораздо слабее "Нашей Украины", а возможные переговоры необходимо вести с сильных позиций или, по крайней мере, на равных. Для этого следует получить в свои руки важные административные рычаги. Среди них важными являются должности руководителей областей и расстановка своих людей в аппарате Кабинета Министров. Важно отметить, что эта борьба значительно усилилась с приходом Виктора Медведчука в администрацию президента. Пока все ограничивалось центральными и западными областями, и особых проблем не возникало. Именно в таком контексте следует рассматривать решение правительства требовать на заклание головы трех губернаторов. За обвинениями премьера ясно просматривалось желание донецкой группировки получить контроль над одной из важнейших областей Украины - Днепропетровской. Донецкая группировка ведет наступление на своих заклятых союзников агрессивно, с использованием всего арсенала средств. Такое поведение донецких стало вызывать заметное раздражение региональных элит, все больше переходящее в страх. Это сильнейшее из человеческих чувств может стать основой создания объединенного фронта против них. В этой борьбе самым естественным будет поиск союзников, чтобы объединенными усилиями попытаться спасти то, что еще можно, от неминуемого поглощения. "Донбасс порожняк не гонит", - как говорил премьер, значит, и шутки здесь неуместны. Совершенно очевидно, что с этим нашествием с крайнего востока Украины можно справиться, только объединившись. И не только с подобными, а и с теми, кто еще недавно числился в противниках. Терминология и угрозы премьера показывают реальность и опасность ситуации. Может, премьер хотел такими высказываниями успокоить народ и показать свой характер. Поверят ли избиратели в его решительность - еще большой вопрос, но очень многих он действительно напугал. Аппарат не привык к такому и повторения сталинских методов не допустит. Конвульсивными действиями лидеры донецких расчищают путь для сепаратных переговоров с оппозицией. Ведь не нужно несколько лет руководить Донбассом, чтобы понять достаточно простую и очевидную вещь. Никому не нужен во главе государства малопредсказуемый, агрессивный президент. При выборе между Януковичем с его обещаниями поломать конечности и оторвать голову, перенесением методов управления Донецкой областью в Киев, и достаточно предсказуемым Ющенко, многие предпочтут именно второго. Продовольственный кризис, несомненно, спровоцированный противниками премьера, показал ему всю зыбкость его положения в Киеве. Естественно, что сидеть, сложа руки, Виктор Федорович не намерен. Поэтому, наряду с мерами экономического и организационного порядка, были предприняты и кадровые перестановки. И не столько в регионах, сколько в столице. Пока все были заняты гаданием, что и почему будет в областях, в Киеве готовятся более значительные кадровые перестановки. Премьер намерен укрепить Кабинет Министров, понятно, что своими людьми. В этих условиях президент принял достаточно взвешенное решение. В Днепропетровск был направлен человек, отвечающий двум важнейшим критериям. Во-первых, он выходец из этого города. Чужаку здесь будет очень трудно, практически невозможно вести работу. Во-вторых, новый губернатор из старой проверенной президентской команды. Значение области достаточно велико, и она не совсем чужая для президента, чтобы отдавать ее кому-нибудь, даже если этого и очень хотят.
Рычаги и щепки Перед Владимиром Яцубой стоят непростые задачи. Экономические проблемы в связи с неурожаем достаточно сложны. Наследство по украинским понятиям он принял неплохое, но расхолаживаться нет никаких оснований. Гораздо сложнее проблемы политические. Ему как опытному работнику с устоявшимися еще с коммунистических времен связями и знанием людей предстоит пройти по бурному морю с сильными видимыми и невидимыми течениями. Тем более, что они будут постоянно менять свои направления. Политическая конфигурация, сложившаяся в настоящее время, уже не отвечает желаниям главных участников предстоящей президентской кампании. В этих условиях новому губернатору необходимо будет найти хотя бы приблизительный консенсус с основными экономическими и финансовыми тяжеловесами в области, успешно противостоять вторжению агрессивных соседей с востока и обеспечить стабильное экономическое развитие региона. В принципе, он обладает для этого набором необходимых знаний, умений, опытом работы, в том числе и в столичных коридорах власти. Потребуется большая политическая и организационная изворотливость. С одной стороны, чтобы выполнить установки президента, данные при назначении, а с другой - установить деловые отношения с премьер-министром. Возможности для этого есть, как они будут реализованы - уже другой вопрос. Похоже на то, что нынешние губернаторские перестановки являются только началом кадровой революции всеукраинского масштаба. Возможно, Днепропетровской области повезло, что ей выпало сыграть в этой опере роль увертюры. По крайней мере, наступила хоть какая-то определенность. Ведь известно, что чем дальше в лес, тем больше дров. А когда дрова рубят, то щепки летят в большом количестве и довольно далеко. Многих могут поранить, и довольно больно... |